ПОБЕДА СВЕТА И ТЕПЛА

По сезонам калмыки делили год на четыре цикла (җилин дөрвн цаг или җилин дөрвн ульрл). Первый из них начинался с середины ноября и закан чивался в середине февраля. Второй — с середины февраля по середину мая, третий — с середины мая по середину августа, а четвертый — с середины августа по середину ноября.

Эти циклы рассчитывались по лунному календарю (лит), а по тому не имеют точных соответствий с привычным нам сейчас григорианским календарем. Зимний период приходится на первый цикл, во время которого калмыки празднуют «Зул» и самый излюбленный национальный праздник «Цаһан сар».

Слово Зул имеет значение «лампадка» и происходит от санскритского слова «джвала» (jvala) — светильник. Этот праздник в старину был скорее религиозным, чем светским. Иродион Житецкий, побывавший в калмыцких степя в 1884-1886 гг., пишет, что «Зул» праздновался около 25 декабря как новый год…». Опять-таки эта дата определялась по лунному календарю, а потому не всегда соответствовала солнечному.

В отличие от дня празднования «Зул» день начала откочевки хозяина года соотносился с движением солнца, а не луны, а потому он неизменно отмечался 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Наши предки верили, что именно в этот день свет и тепло побеждают зимний холод и мрак, и начинается новый год.

Интересно, что, живя по лунному, кочевому календарю, этот единственный праздник они отмечали по календарю солнечному, земледельческому. В настоящее время ученые не могут прийти к единому мнению о том, откуда пошла эта традиция. От себя же могу добавить, что помимо калмыков, она существует также у тибетцев, ладакхцев, бутанцев и некогда была у персов в их древней религии зороастризме. Современные интерпретации этого праздника, во множестве представленные в интернете, никакой доказательной базы под собой не имеют, и больше относятся к домыслам и фантазиям. Нам, современным калмыкам, важно сохранять свои прежние, исторически сложившиеся традиции, нежели переиначивать прошлое в угоду своим интересам и пристрастиям.