МАГТАЛ-ВОСХВАЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ БУМБЫ-4: САНГХА

Шакьямунин тоота нәәмн түмн хувргнь/ 84 000 монахов с Шакья (Шакьямуни)
Шатр болгсн бумблвдан/ В бумбулве, подобной шахматной фигуре,
Шаңхлһан хәләҗ,/ Глядя в затылок друг другу
Шар улань йилһрҗ/ Различаясь на красных и желтых
Увр-увр гилднә./ Читают (ном).

В бумбулве 84 000 монахов, сидя рядами, друг за другом читают священные тексты ради блага своей страны – Северной Бумбы. Почему мы говорим именно о 84 000 монахов, ведь упоминания об этом нет в тексте? В тексте говорится «Шакьян тоота нәәмн түмн хуврг», Знающие калмыцкий язык люди сразу поймут, что «нәәмн түмн» — 80 000 монахов, а не восемьдесят четыре тысячи. Откуда еще 4000 участников этого молебна? Все дело в том, что Будда Шакьямуни (Шакья) дал 84 000 учений, призванных устранить 84 000 загрязнения сознания. Наши предки прекрасно знали об этом, но обычно упоминали 80 000 основных наставлений (нәәмн түмн), не упоминая 4000 частных случаев. Вот откуда это число монахов! Из этих строк пытливый читатель может понять, что каждый монах Северной Бумбы превосходно овладел одним из 84 000 учений, и все они являются носителями подлинного и полного учения Будды.

Интересна строка «Шар улань йилһрҗ/ Различаясь на красных и желтых». В ней говорится о разделении тибетских буддийских школ на красношапочные школы (Ньингма, Кагью, Сакья) и желтошапочную школу (Гелугпа). Мы, ойраты, принадлежим к школе желтых шапок, на калмыцком называемых «Шарин шаҗн», «Шар махлатна шаҗн» или просто «Шар шаҗн».

Почему в калмыцком эпосе говорится о Тибете как о своей стране? Ведь Тибет находится в тысячах километров от Волги. В Тибете, у озера Кукунор некогда находилось Хошутское Ханство, на Алтае – Джунгарское Ханство, на Волге – Торгоутское Ханство. Все это пространство мыслилось сказителями как единое культурное и духовное пространство. Более того, само слово «Тибет» — монгольское слово «Төвд» (рус. центр)! Академик С.А. Козин в своей работе об эпосе «Джангар» назвал ойратов «Четырех-единый ойратский союз». Думается, также широко, как и С.А. Козин, мыслили сказители-джангарчи.

Дуң бүрәһин дунь/ Звук дунгов и труб
Дорд Замбан орнд күңкнҗ җирһв./ В нижней стране Джамбу переливаясь звучат.
Догшд номин цеңглнь/ Блаженство учения Догшидов
Һучн һурвн Хурмстын теңгртнь соңсгдв./ Слышалось на небесах 33 богов Хурмусты.

Дунг – морская раковина, завернутая справа налево и приспособленная под музыкальный инструмент, а также священный символ распространения Учения Будды, на санскрите называется «Шанкха». Дунг символизирует бесстрашие Будды в провозглашении истины Дхармы. Бюря – музыкальный духовой инструмент, используемый духовенством во время ведения службы. Символизирует трубный глас слона, возвещающий Дхарму. Нижняя страна Джамбу – нижний мир на континенте Джамбудвипа. 80 000 монахов так вели службу, что звуки их мантр, дунга и бюря слышались даже в нижнем мире.

Догшиты — гневные божества-защитники Учения Будды. Многие знают догшитов по именам: Ваджрапани, Ямантака, Махакала, Окн Теңгр. Слово «догшд» — калькированный перевод на тибетский (drag-gshed) санскритского термина «дхармапала». На калмыцкий язык этот термин правильно переводится как «сәкүсн». Но тибетское слово «догшд» утвердилось в монгольских языках, и не многие уже знают, что на самом деле это заимствованное тибетское слово. Небеса 33 небожителей (Һучн һурвн теңгрин орн), согласно буддийской космологии, находятся на вершине горы Сумеру. Возглавляет мир богов Индра, но кочевники назвали его другим именем, пришедшим из зороастризма – Хурмустой (Ахурамазда). Хоть и имена разные, но персонаж это один и тот же. 80 000 монахов так вели службу, что мантры и священные тексты догшидов слышались даже в мире 33 небожителей.

Очир ТЕРБАТАЕВ