МАГТАЛ-ВОСХВАЛЕНИЕ СЕВЕРНОЙ БУМБЫ-5: ДХАРМА

Үзл уга мүрггсн күмн/ Не видя этого молящийся человек
Үкгсн цагтан/ Когда умирает,
Үрглҗ һучн һурвн теңгрт төрдг./ Всегда рождается на небесах 33 богов.
Үзәд, үнн седклән тәвгсн күмн,/ Увидев, истинно верующий человек
Эсрң теңгрин деер/ На небесах Брахм,
Эрднь Бурхни таралңд/ Или в Чистых землях драгоценного Будды
Эрк биш төрдг./ Несомненно переродится.

Джово Шакьямуни

В этих строках говорится о силе веры. Если истинно верующий человек, даже не увидев статую Джо, умрет, то уже не падет в нижние миры животных (адусн), претов (бирид) или существ адов (тамин әмтн). Более того, он переродится в мире богов. Истинно верующий, увидев Джо, родится в Мире Брахм или в Чистых землях. Брахмы – это существа, пребывающие в сфере форм. В буддийской космологии существует три сферы: сфера чувственного (камадхату, күслин орн), где пребывают шесть видов существ (зурһан зүүл әмтн), в том числе и люди; сфера форм (рупадхату, дүрстә орн); сфера отсутствия форм (арупадхату, дүрсн уга орн). Эти три сферы характеризуют состояние сознания существ. Обитатели Мира Брахмы – высшие дэвы (боги), их тела представляют собой тонкую субстанцию; они не стремятся к удовольствиям и не страдают от боли.

Чистые земли Будды (буддакшетра, бурхна таралң) – параллельные миры, очищенные мыслями Будды, превращенные в подобие рая. В этих мирах пребывают исключительно просветленные существа, Будды и Бодхисаттвы. Таким образом, эпос говорит нам о том, что истинно веря и претворяя в жизнь Учение Будды, человек способен достичь просветления и выйти за пределы круговорота перерождений!

Шаҗни нәәмн түмн маңһсиг/ 84 000 мангасов веры [Будды]
Номдан орулҗ авб./ Обратил в свою веру.
Дөрвн үзгин эзн болв,/ Стал владыкой четырех сторон,
Дүүвр һәрдин нутган төвкнүлн тогтав./ Умиротворил свои кочевья Величественного Гаруди.

Шаҗни нәәмн түмн маңһсиг/ 84 000 мангасов веры [Будды]

Номдан орулҗ авб./ Обратил в свою веру.

Читатель может заметить, что в калмыцком тексте говорится «Нәәмн түмн маңһс», а в переводе мы написали «84 000 мангасов». Что ж, в комментарии на святые места страны Бумбы мы уже упоминали эту цифру: «Будда Шакьямуни (Шакья) дал 84 000 учений, призванных устранить 84 000 загрязнения сознания. Наши предки прекрасно знали об этом, но обычно упоминали 80 000 основных наставлений (нәәмн түмн), не упоминая 4000 частных случаев. Вот откуда это число монахов!». 84 000 монахов в эпосе символизируют эти 84 000 учений. А 84 000 чудовищ-мангасов – символизируют равное количество загрязнений сознания.

Дөрвн үзгин эзн болв,/ Стал владыкой четырех сторон,

Обуздав загрязнения ума, Джангар становится владыкой четырех сторон света. Подобно ему, практикующие монахи и миряне уничтожают омрачения ума, достигнув реализации своих практик. Достигнув реализации, их умы становятся беспредельно спокойными. Такие умы – владыки четырех сторон света. Владыка-ум бесстрашен, своим бесстрашием он подтверждает свое умиротворенное господство.

Дүүвр һәрдин нутган төвкнүлн тогтав./ Умиротворил свои кочевья Величественного Гаруды.

Величественный Гаруда – хан птиц. Его клюв и когти имеют ваджрную природу, подобную метеоритному железу. Гаруда устрашает и уничтожает нагов – змееподобных существ. Гаруды символизуют пять мудростей дхъяни-будд: зерцалоподобная мудрость (Будда Акшобхья), мудрость равенства (Будда Ратнасамбхава), различающая мудрость (Будда Амитабха), мудрость воли (Будда Амогасиддхи) и мудрость абсолютного пространства (Будда Вайрочана). Таким образом Джангар, применив пять мудростей, умиротворил свои кочевья.

Йиртмҗин төриг хад мет бәәһүлв./ Мирское правление, как скалу, укрепил.
Бурхни шаҗиг нарн мет делгрүлв./ Учение Будды, как солнце, распространил.

В истории не раз претворялся в жизнь принцип союза мирской и религиозной власти. Это принцип, где царь – Чакравартин (Күрд Эргүлгч), а духовное лицо – Дхармараджа (Номин Хан). Вспомним Будду Шакьямуни и царя Ашоку, Пагба Ламу и Хубилай хана, Далай Ламу и ойратских ханов. Согласно этому принципу, властелин страны заботится о подданных, а духовный лидер заботится о религиозных делах, при этом, наставляя мирского властелина. Но хан Джангар за пределами этого принципа, он объединяет в себе и Чакравартина, и Дхармараджу. Он одинаково заботится и о мирском, и о духовном. Это подтверждают строки:

Йиртмҗин төриг хад мет бәәһүлв./ Мирское правление, как скалу, укрепил.
Бурхни шаҗиг нарн мет делгрүлв./ Учение Будды, как солнце, распространил!

Ом сән амһулң болтха!

Очир ТЕРБАТАЕВ