ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: ОБРЯД ПОБРАТИМСТВА

Дружба – благородное чувство, качествами которого являются непременная поддержка в трудную минуту, доверие, искренность и взаимопонимание. Апогеем дружбы является побратимство, обряд, при котором несколько мужчин становятся названными братьями, то есть братьями не по крови, а по духу.

У русских, по сведениям В.И. Даля, братаются, меняясь тельными крестами, при зароке вечной дружбы, крестятся, обнимаются и целуются. Обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе. Ссориться и ругаться с побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата жизнь, если это понадобится. Так происходит обряд побратимства у русских, а как же он происходит у калмыков? Ответ на этот вопрос мы найдем в эпосе «Джангар», а также в других калмыцких эпических сказаниях.

В прологе, во вступлении к эпосу Бага Цохуровской версии мы находим сцену братания, в которой Улан Хонгор подчиняет богатыря Савара, после чего хан Джангар совершает над ними обряд:

Алдр нойн богднь

Әрүн цаһан мирдән

Хойриннь ораднь селҗ залад,

Хойр ах-дү кеҗ орулҗ авгсн.

Славный [Дҗангар] нойон богдо

Свой священный белый мирдэ

Приложил к их двум макушкам,

Сделал братьями, старшим и младшим.

Из этого отрывка мы видим, что обряд должен совершаться именно с помощью священного буддийского предмета. Здесь этот предмет – мирдэ. Мирдэ – это оберег, представляющий собой футляр, внутри которого изображение или статуэтка буддийского божества. Само слово «мирдэ» происходит от санскритского «амрита», что означает «бессмертие». Амритой также называют нектар бессмертия, из-за которого началась война тенгриев-небожителей и асуров. Кстати, старшим братом из них двоих является Улан Хонгор, который старше по возрасту Савара. Савар – самый молодой из всех богатырей, в описанном событии Улан Хонгору – восемнадцать лет, а Савару – пять. Упоминание о том, что Улан Хонгор и Савар являются назваными братьями встречается и в других версиях, например, в Харахусовской, хан Джангар спрашивает у богатырей, кто отправится на поиски потерявшегося Улан Хонгора, вызывается Савар:

  • Ах дү хойр болгсн,

Авшгин таңһрг авгсн

Би одх зөвтәв! – гивл.

  • Ставшие двумя братьями,

Взявший клятву абхишеки (Абхишека – буддийское тантрическое посвящение)

Будет правильно пойти мне! – сказал.

Про клятву богатырей и абхишеку, буддийское тантрическое посвящение в йогу божества, мы напишем в следующий раз. Представляется интересным также еще один момент из версии Ээлян Овла:

— Эн йовхдан ах-дү эс билү бидн?

Эск сүмсндән җодвин цаасн болый гиҗ

Андһар авлцгсн эс билү бидн?

— Не были ли мы братьями в этой жизни?

«Пусть наши души в грядущем станут листами бумаги молитвенника-джодва» сказав,

Разве не приняли мы клятву побратимства?

Так Улан Хонгор обращается к Мингияну. Кстати, именно «андһар» на калмыцком называется клятва побратимства. Здесь мы находим именно слова клятвы двух богатырей. Они говорят о том, что станут в следующей жизни листами самого популярного в калмыцкой степи буддийского текста «Дорҗ җодва» — Ваджраччхедика Праджняпарамита сутра, «Сутра о совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества, как удар молнии». Итак, мы теперь знаем, что нужно для обряда и какие слова следует произносить при исполнении обряда побратимства.

Также интересным является момент из эпического сказания тууль-улигера «Бурхн Зеерд мөртә Бодь Замбан тууль», которое Номто Очиров записал в Бага Цохуровском улусе, в ставке зайсанга Бегали Онкорова:

Ах-дү болый гиһәд,

Бурхндан мүргәд,

Бууһин ам долалдад,

Эдү мет седклән

Эвдрүлго йовый гиһәд,

Зула деерән

Зуңкван гегә залад,

Маңна деерән

Мәәдрин гегә залад,

Әмән негдүлсн

Ах-дү болад бәәв.

Сказав: «будем братьями»,

Поклонившись своему будде,

Лизнув дуло ружья,

«Умы свои, подобно этому,

Не рассорим» — сказав,

К макушкам своим

Приложив Цонкапу,

Ко лбам своим

Приложив Майтрею,

Объединившими свои жизни

Стали братьями.

Здесь мы видим, что также, как и в эпизоде братания Улан Хонгора и Савара, для обряда нужны талисманы или изображения будд. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что клятва побратимства дается перед буддами, и эту клятву нельзя нарушать. Процесс побратимства происходит точно также, как обряд принятия буддийских обетов: совершаются поклоны перед буддами и перед ними дается клятва. В молодежной среде ходит легенда, что брататься следует кровью. Конечно же, делать этого не следует, не зачем вредить себе и другим. Для совершения обряда нужно лишь поклониться буддам и приложить священный талисман к голове, пообещав быть братьями. Вот так происходит благородный обряд побратимства у калмыков.

Очир ТЕРБАТАЕВ