ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: ВАНГ — ПЕРЕДАЧА ТАЙНОЙ МАНТРЫ — 2

(Продолжение. Часть 2)

Итак, узнав, что такое мантра, а это нужно для понимания сюжета эпоса, следует пояснить о том, что такое «абхишека», или передача мантры. «Абхишека», или по-тибетски слово «ванг-кур» (тиб. dbang bskur) означает «инициация», «уполномочие». Давайте разберем тибетский эквивалент слова «абхишека». Слово «ванг» будет переводиться на русский язык как «сила», «могущетво», «власть». Слово кур (тиб. bskur) происходит от глагола кур-ва (тиб. skur ba) ― даровать, жаловать. То есть смысл слова «ванг-кур» — дарование силы, мощи. Следовательно, «ванг» заключается в передаче полномочий буддийских практик от ламы к ученику, ванг также можно назвать этаким «переносом практического опыта учителя своему ученику». Кстати сказать, ванг на буддийские практики мантр вы можете получить у любого квалифицированного монаха, который сам имеет этот ванг. Поняв, что такое мантра и ванг, теперь можно перейти к эпосу.

В главе Харахусовский версии Мукабена Басангова «Ар үзгт бәәдг Шар Кермн хаана сәәхн күрң адуг Хоңһрин көөгсн бөлг» (О том, как Хонгор угнал табун прекрасных темно-рыжих коней Шара Кермен хана, живущего в северной стороне) Улан Хонгор кичится своими способностями, называя себя «хитрецом ста стран, вором шести стран». На что Алтан Цеджи советует Улан Хонгору доказать свои способности хитреца и угнать табун Шара Кермен хана, который в будущем будет врагом Северной Бумбы. Алтан Цеджи ― ясновидец, «он видит всё, что грядёт, на девяносто девять лет вперёд» (калм. Ирх йирн йисн җилиг өмнәснь тосад меддг). Поэтому, стратегически выгодней нанести упреждающий удар по будущему врагу. Хмельной Улан Хонгор соглашается и просит у Богдо Джангара его коня, Зеердэ, быстрейшего из Аранзалов, и конюшего Боро Мангна, на что хан даёт согласие. Джангар просит Алтана Цеджи наставить Улан Хонгора в том, как пройти препятствия на пути к ханству Шара Кермена.

Продолжение следует…