ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: ВАНГ — ПЕРЕДАЧА ТАЙНОЙ МАНТРЫ (часть последняя)

Далее Алтан Цеджи наставляет Улан Хонгора в применении «тәрнь»:
Чтобы не было злой силе пути,
Прежде заклинания часть прочти
И, не глядя, как поведёт рука,
Из-под правого стремени горсть песка
Прихвати и разом над ней,
Дунув посильней, с ладони развей.
Грязной козой, желтея, станет она.
Блея, от тебя отстанет она.
(Перевод В.Н. Еременко)

Получив ванг, полномочия и разъяснения на практику, Улан Хонгор, забирает с собой конюшего Боро Мангна и выступает в поход. В пути всё случается так, как предрёк Алтан Цеджи. Преодолев первые препятствия, они всё же встречают красавицу, приглашающую на трапезу. Следует сказать, что раньше для калмыков было верхом неуважения оставить без ответа приглашение человека, зовущего к себе в дом. Улан Хонгор забылся и позволил девушке повести коня в сторону юрты, но опомнившись от слов Боро Мангна, он:
Из глубин души, где упрятал впрок,
Заклинание чистое он извлёк,
Вспомнил, что ему повелел старик,
И проговорил в следующий миг.
Зачерпнул он, как повела рука,
Из-под правого стремени горсть песка,
Плюнул, дунул и разбросал —
Отшатнуться не успел Зеердэ Аранзал!
Только он разбросал песок,
Раздался блеющий голосок —
Это, обернувшись жёлтой козой,
Задрав копыта и тряся головой
,
Барахтаясь в траве неживой,
Женщина-дьявол подняла вой.

(Перевод В.Н. Еременко)
Вот так Улан Хонгор проходит препятствие и удачно угоняет табун. В конце главы воины Джангара подчиняют себе ханство Шара Кермена.
В статье «Тайны эпоса» Джангар»: персонаж шулмус» мы уже писали о символизме шулмуса в эпосе. Также как и в приведённом сюжете в той статье, где богатырь Санал уничтожает шулмуску, так и здесь шулма Мен Авзанг символизирует омрачения ума на духовном пути практикующего. Если в предыдущем сюжете Санал побеждает шулмуску мечом мудрости, т.е. мудростью отсекается омрачение и негатив, то в этом сюжете шулмуска намного сильнее самого Хонгора, что победа над ней возможна только с помощью мантры. Также и практикующий устраняет омрачения ума с помощью начитывания мантр или дхарани. Это очень поучительный и важный сюжет в эпосе, сложенном нашими предками, мотивирующий нас, потомков, осознанно практиковать мантры божеств.
Метод мантры божеств эффективен, а для нас, калмыков, особенно эффективен, так как образы божеств «отпечатаны» в нашем национальном сознании. Поэтому, хальмгуд, вместо того, чтобы ходить на приём к монахам только чтобы открыть дорогу для себя, так сказать, позаботиться о завтрашнем дне в этой жизни, лучше задумайтесь о будущих жизнях и достижении Нирваны, на приёмах у монахов лучше просите «ванг» на практику мантры божества, с которым чувствуете связь. И тогда, получив ванг от монахов, (как Улан Хонгор от Алтана Цеджи) начнёте учиться преодолевать и побеждать негатив ума, как Улан Хонгор победил шулмуску с помощью мантры! А победа над негативным умом будет победой и над всеми внешними жизненными препятствиями, и это точно, потому что доказано на практике сотнями практикующих людей.

Очир ТЕРБАТАЕВ