ВОССТАНАВЛИВАЯ ЗАБЫТУЮ ИСТОРИЮ…

Говорят, что важно знать историю, чтобы не повторять ошибок прошлого и уверенно смотреть в будущее. История, которую мы расскажем в этот раз, не ошибка прошлого. Эта повесть призвана установить историческую справедливость.

Исстари Тибет для северных буддистов являлся святой землей. И вереницы паломников каждый год уходили с берегов Волги, Урянхайского и Теленгитского края, Байкала, Забайкалья, Саянских гор, Монголии и Джунгарии поклоняться святыням Тибета.

Они шли в священный и запретный город Лхасу. Искренне жаль, что простые люди нашей республики думают об этих пилигримах, что ходили они к Далай-ламе. Безусловно, Далай-лама был и остается подлинным бодхисаттвой Авалокитешварой и духовным лидером желтошапочного буддизма. Однако, кроме Далай-ламы, была еще одна святыня, которой прежде, чем Далай-ламе, поклонялись странники. О ней говорят калмыки «Зууhин Алтн Деевр» — «Золотые Крыши Зу». Действительно, крыши монастыря Джоканг раньше были покрыты золотыми пластинами, и их издалека видели приезжавшие в Лхасу паломники.

Неправильно полагать (и этим грешат даже ученые), что Зу – это Лхаса или Потала. Некоторые полагают, что это даже Тибет. На самом деле Зу – это реальное место в Лхасе и называется оно Джоканг. С тибетского это название переводится как «Обитель Джо или Джово – Властелина, владыки». Властелином или владыкой тибетский народ называет большую статую Будды, которую еще на заре распространения буддизма в Стране Снегов, в IX веке, привезла с собой из Непала дочь непальского короля, вышедшая замуж за легендарного царя Тибета Трисонг Дэуцена.

Эта статуя считается первой статуей Будды в Тибете. У тибетцев сохранилось много легенд об этой статуе Будды и чудесах, которые он являл. Иногда он говорил с верующими, а иногда даже выходил из своего монастыря, передают из поколения в поколение люди. Почтение этой статуе выказывали не только тибетцы, но и все другие паломники. Так, в «Истории четырех ойратов», описывается посещение Зу – Джоканга тайшой Кунделен-Убаши. Молясь статуе, степной владыка говорит: «Байжхд мини харм бичә төрүл, сәәҗрхд мини омг бичә төрүл! Зу Эрднь, әәлд» — «Если богатым стану я, пусть жадным не буду я, если знатным стану я, пусть гордым не буду я! Наставь меня в этом, Джово Ринпоче».

История хранит в тайне, что ответил Кунделену-Убаши Джово, но все легенды о калмыцких ламах, ходивших в Тибет описывают «Зууhин Алтн Деевр» — «Золотые крыши Джоканга». Давно нет тех путешественников и мудрых ханов, но стоит в Тибете храм Джоканг с золотыми крышками, а просьба Кунделена-Убаши до сего дня остается актуальной для всех владык.

Г. Корнеев
С. Манджиев