БАКУР ЗУРГАДАЕВ О КАЛМЫЦКОЙ ЛОШАДИ

— Бакур, расскажите, пожалуйста, о калмыцкой породе лошади. Есть пословица: «күлгиг нүдәрнь, күүг седкләрнь», т.е. «скакуна узнают глазами, а человека – душой», поэтому, как лошадь узнают глазами? Есть определенные приметы калмыцкой породы?
— Калмыцкая порода лошади на сегодняшний день незаслуженно обделяется вниманием. Становление нашей породы – поход (айн). Раньше старики говорили так: «голова как у верблюда, уши как у волка (ахр чон чиктә), круп как у зайца (туула сәәртә) , сто километров скачет, подпруги подтянешь – еще сто километров скачет». Голова как у верблюда – горбоносость. Уши короткие, торчком, поэтому говорят «как у волка». А задняя часть крупа выше, чем плечи, поэтому говорили «задние ноги как у зайца», они обеспечивали хороший рывок. Передние ноги (өмн хойр көл) мускулистые. Широкая грудь (өргн омрун) – признак большого объема легких, соответственно больше воздуха помещается. Насколько я знаю, около 5-6 хозяйств в Калмыкии занимается разведением калмыцкой породы. Также в Казахстане есть несколько хозяйств.

— Настоящий калмыцкий конь каким должен быть?
— Во-первых, настоящий калмыцкий конь очень выносливый. Во-вторых, быстро восстанавливается после длительного перехода, буквально за день-два. В-третьих, калмыцкий конь норовист, с характером. В-четвертых, он предан своему хозяину. Если он к одному хозяину привык, то другому не даст себя оседлать.

— Наверняка вы знаете много историй о калмыцкой породе лошади. Расскажите одну из них.
— Есть одна интересная история. Это было то время, когда калмыки только вернулись с ссылки. Одного из жителей поселка Чилгир обвинили в преступлении и увезли на суд в Астрахань. Потом в Чилгире нашлось доказательство его невиновности. Но суд уже должен был состояться на следующий день в 10 часов утра. Так как транспорта не было, знатоки лошадей собрались и выбрали коня, который доскачет за ночь до Астрахани. Выбрали парня, который не заблудится и доскачет. Нужно было за ночь проскакать более 200 километров. Парень за ночь все-таки добрался верхом до Астрахани. К 10 часам утра он отдал бумагу в суд и поскакал обратно. На заходе солнца он вернулся в Чилгир. Конь проскакал за сутки более 400 километров. Масляная кислота забила мышцы, конь сдох стоя.

— Такой сильный конь, что даже сдох стоя. Удивительная история.
— Как вы думаете, с чем связано то, что сейчас калмыцкая порода лошади не пользуется популярностью?

— Причин много. Одна из причин – скачки. Начали заводить скаковых лошадей по классу выше, чистокровных английских или каких-нибудь других. Они начали выигрывать наших лошадей, поэтому стало неинтересно их держать. Вторая причина в том, что в основном скот пасут на мотоциклах и машинах. Сейчас крайне мало тех людей, кто пасет скот на лошади. Конь – неотъемлемая часть нашей культуры. Например, пословица «күлг иҗлән хәәдг, күн һазран сандг» — «Конь на протяжении жизни ищет свой табун, человек тоскует по родине». Верховая езда заложена у калмыков в генетической памяти. Ребята, начинающие осваивать верховную езду, говорят: «Как на коня сажусь, так сразу хочется на калмыцком говорить». Просыпается генетическая память. Прошло не очень много поколений с тех пор, как калмыки перестали массово ездить верхом. А генетическая память просыпается не только на уровне верховой езды, но и на других уровнях, комплексно. Так можно разбудить калмыцкий язык. Генетически он заложен в нас, в каждом калмыке есть расположенность к нему.

Очир ТЕРБАТАЕВ