БОЕВЫЕ КЛИЧИ КАЛМЫЦКИХ РОДОВ. ЧАСТЬ — 2.

По нашему мнению, термины ура, үрә и ора семантически связаны в калмыцком языке со значением слов үр/үрн – «гнездо/ребенок», и ора – «макушка, верх, крыша». У тюрков и монголов считалось, что члены аристократических семей имеют небесное происхождение, поэтому о них говорили теңгрин йозурта (букв. с небесным корнем). Считалось, что обмануть,оскорбить нойона равноценно нанесению оскорбления божеству. Представители высшего сословия, согласно генеалогическим преданиям, имели небесное происхождение. Это прослеживается на обычае поднесения подвластными случайно подбитого на охоте лебедя своему нойону. Мясо птицы отваривали, мелко крошили и раздавали по щепотке всем членам рода в качестве ритуального блюда «аршан». Несоблюдение всех обычаев по отношению к убитому лебедю, по представлениям, могло стать причиной заболевания охотника, он мог даже сойти с ума.

У калмыков лебедь – особо почитаемая птица, увидев летящих лебедей надо было молиться. Согласно легенде, дочь небесного царя вышла замуж за охотника, и, родив ему детей, вновь приняв облик лебедя, поднялась на небо. Символика женского верхнего платья, сходного по покрою с бурятским, алтайским, хакасским, и девичьей одежды у калмыков заключена в сложном синкретическом образе птицы и копытного животного – лебедя-маралухи, прародителей представителей сословия цаhан яста. Поэтому калмыки лебедя как птицу знатную, приносящую счастье и удачу.

Культ неба, вера в силу небес и небесной благодати, проводниками которых на земле являлись представители знати, составляли основу мировоззрения калмыков. Все что случалось в жизни номада-кочевника – все происходило по «воле небес». Поэтому и решения владельцев воспринимались как «воля небес». Это наглядно иллюстрирует следующий случай. В. М. Бакунин, бывавший часто по поручениям Коллегии иностранных дел в калмыцких степях, стал свидетелем того, что пребывавший уже в преклонном возрасте Аюка хан, попав под внезапный проливной дождь, снял свой головной убор, а сопровождающие его остались в шапках. На вопрос: «Зачем он это сделал?», хан ответил, «… что он сие делает не для того, чтоб шапки жалел, но для того дабы низпосылаемая чрез дождь, по его мнению, с небеси благодать чувствительным образом тела его касалась».

В функциональном отношении нойоны и как владельцы, и как покровители призваны были организовать жизненное пространство своих подвластных. К выбору места для установки жилища нойона относились серьезно, его выбирали специальные люди будулчеи (от слова «буудл» – стоянка). Вокруг жилища нойона в определенном порядке располагались кибитки чиновных зайсангов, служебные и хурульные кибитки и т.д. «Совокупность всех их называлась цахиром, он занимал сравнительно большое пространство… в орьге и цахире и сосредоточивалась непосредственная жизнь.. нойона». В жилище нойона можно было войти, предварительно обойдя его посолонь. Перед тем как войти, необходимо было сначала коснуться притолоки дверей правой рукой, где, по поверьям калмыков, могло находиться доброе божество-покровитель, затем коснуться своего лба; выходить из кибитки нужно было пятясь.

Нойоны и сами могли посетить жилища подвластных, при этом соблюдались определенные правила этикета. Хозяин жилища непременно должен был выйти навстречу гостю, помочь сойти с седла, держа коня под уздцы. Нойона усаживали в почетной части мужской половины кибитки на специальную подстилку, для угощения использовались особые чашки, которые «в остальное время лежат спрятанные». Хозяин при нойоне может сесть только по приглашению гостя.

Т.И. Шараева

Продолжение следует…