БОЕВЫЕ КЛИЧИ (УРАНЫ) У КАЛМЫЦКИХ РОДОВ. ЧАСТЬ 1.

Наличие родовых кличей (уран, үрән, үрә, ора) является одним из значимых маркеров у тюрко-монгольских народов – монголов, алтайцев, бурятов, казахов, ногайцев, башкир, туркменов и т.д. По мнению М.Г. Рабиновича они были «…ярче всего выраженные там, где существовал в наиболее развитой форме родовой строй или сохранились сильные его пережитки». Кличи тесно связаны с родоначальником, почитаемым местом или родовым религиозным культом, были военными боевыми кличами. Несомненно, что уран как клич мог служить для обращения к сородичам и в других обстоятельствах.

Родовые кличи, имели широкое бытование у калмыков. В калмыцком языке родовой клич маркировали термины «ура», «үрә» и «ора». Возглас «Ура!» упомянут в тексте калмыцкого героического эпоса «Джангар». Произнесение клича у калмыков, как действие, обозначается выражением «ура урадх». Производным от него принято считать термин уралан в значении «вперед», но этот термин до настоящего времени остается малоисследованным. В настоящеев ермя клич «Уралан, хальмгуд!» (или «Хальмгуд, уралан!») воспринимается как общий клич калмыков. В.Э. Очир-Горяев относил калмыцкое «ура!» к междометиям, побудительному боевому кличу, кличу-паролю. В подтверждение исследователь привел отрывок из калмыцкого героического эпоса «Джангар»: «Эгц хойр сард эврә, күүнәhә таньлдл уга ураhарн урадад, олн бум цергән онц-онцар тәәлдәд одв» («Ровно два месяца не распознавая ни чужих, ни своих, каждый со своим «ура» кличем-паролем разделились по отдельным группам многие сотни тысяч войска»).

В современном калмыцком языке для обозначения родового клича употребляется термин уран, сложившийся из терминов ура, үрә, ора. Если первые два можно отнести к диалектным отличиям и употреблению в них мягких или твердых гласных, то термин «ора» означает: 1. вершина, макушка; купол; 2. поздно, поздний; 3. строптивый, необученный, необузданный. В контексте исследования важным для нас является первое значение термина – «то есть то, что сверху». Э.П. Бакаева считает, что «кроме того, что уран являлся военным боевым кличем, он выполнял функции …распознавательного знака, необходимого во время миграции по пограничным зонам или территориям проживания иных племен. С этими функциями тесно связана функция обеспечения «защиты» божества/ духа-покровителя, а также предков… ». Вероятно, это представление нашло отражение в пословице: ура – урдас, бурхн – деерәс (букв. «ура» приходит спереди, божество видит/приходит сверху).

В повседневной жизни роль произнесеннием урана обозначали своего покровителя и происхождении. Так, например, среди монгольских народов о происхождении рода цорос существует предание, согласно которому они произошли от человека, родившегося или найденного в дупле, поэтому у него дерево – мать, а отец – птица.  О них говорят:  Удн модн экетә, ули шовун эцектә (в сказании о Дербен ойратах); удн модн экетә, уули шовун эцкетә (у Джунгарских олетов); Ө модн экетә, өрән бүргүт эцектә (у хара усунских, старых торгутов); уульн (үүльн) шовун эцектә, ургамал модон уданта будунта тәәш (у донских калмыков). Прямые потомки этого человека – цоросы –  получили свое имя от слова цорго (деревянная перегонная трубка). Согласно легенде, один старик отправившись в лес за деревом для изготовления трубы, используемой при перегонке молочной водки, нашел мальчика под деревом. Этот мальчик впоследствии и стал родоначальником рода цорос.

Т. Шараева.

Продолжение следует…