ДАЛАЙ-ЛАМА ДАЛ КЛЯТВУ ЗАЩИЩАТЬ КАЛМЫЦКИЙ НАРОД: ВСТРЕЧА СТАРОГО ГЕЛЮНГА И ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО.

Санджи Уланов, известный в народе как Санҗ гелӊ, родился в 1903 году в поселке Ики-Чонос. Мог ли кто-то предположить тогда, что именно ему суждено было пронести на своих плечах свет Дхармы через все ужасы и катастрофы социальных экспериментов XX века и стать связующей нитью между двумя поколениями, разделенными пропастью безверия сроком почти в сто лет.

В возрасте десяти лет Санджи Уланов поступил в Чееря хурул, располагавшийся тогда в Ики-Чоносе, окончил философское отделение «Цанид» и после отправился в Тибет, где получил обеты полного гелонга и углубил буддийское образование.

Когда Санджи гелонг вернулся на Волгу, в родные калмыцкие кочевья, то был отправлен в Сальские степи для ведения буддийских служб. Но в годы массовых репрессий его арестовали и отправили на Колыму, где он провел около двадцати пяти лет.

Домой Санджи Уланов вернулся в 1957 году, после того, как калмыцкий народ был реабилитирован. Однако, сняв обвинения с народа, его не сняли с духовенства. Гонения на служителей религии продолжались, и Санджи гелонг, находясь под негласным надзором вплоть до 1989 года, был вынужден постоянно переезжать с одного места жительства на другое. Вместе с Зодвой Натыровым и Намкой Кичиковым они несли Учение Будды через множество страшных испытаний и нечеловеческих мук, сохраняя свет веры в калмыцкой степи. Долгие десятилетия они ждали того дня, когда рассеется мрак неверия и родник калмыцкой линии Дхармы вновь превратится в полноводную реку. И вот, наконец, этот день наступил. Летом 1991 года состоялся первый визит в Калмыкию ЕС Далай Ламы XIV.

Когда Далай Лама прибыл в Калмыкию, ему рассказали о двух последних оставшихся в живых гелонгах. Это были Санджи Уланов и Зодва Натыров. Узнав об этом, Его Святейшество решил встретиться с ними.

Когда к Саджи гелонгу приехали посланники Далай Ламы и сказали, что его хочет видеть сам Его Святейшество, калмыцкий монах ответил:
— А что я буду там делать. Не хочу туда идти и не хочу с ним встречаться. — Слова старого гелонга крайне удивили всех и ввели присутствующих в ступор.
— Что же Вы такое говорите, багши? Как же можно так говорить о духовном лидере многих народов?

Санджи гелонг долго стоял на своем, но, в конце концов, все-таки согласился поехать на встречу с Далай Ламой.

Собираясь к Его Святейшеству, Санджи Уланов намеренно не заправил одну полу рубашки и взял в зубы сигарету фильтром наружу. Когда они вместе с Зодвой Натыровым зашли к Далай Ламе, Санджи гелонг остановился, сунув руки в карманы. В кепке набекрень, с сигаретой в зубах, с торчащей полой рубашки — вид его был довольно обескураживающим. Его Святейшество несколько замешкался, увидев подобную картину. После небольшой паузы Саджи гелонг сделал шаг в сторону Далай Ламы и, хлопнув в ладоши, произнес несколько строк странного, неизвестного всем присутствующим текста на древнем тибетском языке. Далай Лама XIV, услышав эти слова, на мгновение задумался, но затем, оглянувшись по сторонам, сделал поворот вокруг себя и, также хлопнув в ладоши, произнес в ответ оставшийся отрывок.

Это были слова старинной молитвы-клятвы, в которой все Далай Ламы Тибета, начиная с Великого V Далай Ламы — Наванг Лобсанг Гьяцо, клялись защищать ойратский народ от проклятий, несчастий и бед. Она была написана в XVII веке, во времена хошеутского хана Гуши, завоевавшего Страну Снегов и очистившего Святое Учение Будды от загрязнений, ошибочных воззрений и неверных небуддийских интерпретаций.

После того, как Далай Лама произнес последнюю часть молитвы, посветлело лицо старого ламы и он, обрадовавшись, рассказал:
— Когда мы учились в Чееря хуруле, настоятель часто вспоминал старинное пророчество о том, что Далай Лама XIII возможно будет последним, а после него придет множество ряженых самозванцев, которые ради денег и славы будут обманывать верующих, выдавая себя за святого Далай Ламу. И чтобы мы при встрече с Его Святейшеством могли убедиться в его подлинности, он обучил нас тексту этой молитвы-клятвы и предостерег о том, что только настоящий Далай Лама знает ее и сможет произнести наизусть.
Удивленный рассказом ламы, уже другими глазами смотрел Его Святейшество на старого монаха. Он будто увидел всю его жизнь, наполненную нечеловеческими страданиями двадцати пяти лет лагерей, страхом быть уничтоженным молохом советской государственной машины. Жизнь, которая прошла в травле со стороны КГБ и непонимании со стороны нового поколения калмыков. Теперь Далай Лама видел в нем иного человека. Не зря говорят, что первое впечатление обманчиво. И, что особенно, Далай Лама увидел в Саджи гелонге непоколебимую веру в Будду и его Учение, которые позволили старому калмыку достойно пройти трудные дороги двадцатого века.

Его Святейшество преподнес Саджи гелонгу белый хадак и в знак великого почтения совершил перед ним три полных поклона. Приняв хадак из рук Далай Ламы, Саджи гелонг взял за руку Зодву Натырова и сказал всем присутствующим:
— Всю свою жизнь мы хранили живую буддийскую традицию, не желая, чтобы наш калмыцкий народ оставался во тьме неведения. Теперь же, когда истинный Далай Лама ступил на калмыцкую землю, мы можем спокойно умереть, зная, что Дхарма Калмыкии в надежных руках.

Еще долго три носителя Учения Будды беседовали о Дхарме, о судьбе калмыцкого духовенства и о вере современных калмыков. В ту встречу Далай Лама назвал Саджи гелонга и Зодву Натырова подлинными Бодхисаттвами калмыцкого народа, которые несмотря ни на какие условия и режимы исполняют все чаяния и надежды живущих.

Наши почтенные гелюнги покинули свои тела, и надеюсь, вновь переродятся в Калмыкии. Теперь стало понятно, когда Далай-Лама сказал в интервью о калмыках: «Я питаю чувства особой близости к калмыцкому народу, у меня сохранились теплые, ясные воспоминания о визитах в вашу республику. Мои молитвы всегда с вами и вашим народом».

По материалами книги «Свет Будды на Волге. О ламах Калмыкии»