ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК «ҖИЛИН ЭЗН»

До революции (хүвсхлин өмн), когда наша культура (мана сойл) была неотрывной частью (таслш уга хүв) жизни народа, калмыки особо отмечали древний праздник (чинртә өдр) «Җилин эзн» или «Җилин нойн». Это были три особых дня, когда старый хозяин года откочевывал (нүүһәд һарад), а новый прикочевывал (нүүҗ ирдг). Кто же такой Җилин эзн? Некоторые специалисты считают, что это Белый старец (Цаһан аав). Наиболее раннее упоминание (хамгин эрт темдглл) об этом имеется в записях Наймана Бадмаева, и вслед за ним эту версию уже неоднократно повторили (олн давтад бәәнә).

Если бы это было так, то какой смысл (юн тус) Белому Старцу откочевывать, а затем снова прикочевывать (нүүҗ һарад, хәрү ирх)? Или это новый Белый Старец (шин Цаһан аав)? Конечно нет! Белый Старец один (һанцхн), и новых их не бывает. Согласно старинным калмыцким текстам (хуучн судр-бичг) Хозяин года — это животное покровитель года. Именно он сменяется (сольгдна) на день зимнего солнцестояния, когда бывает самый короткий день (хамгин ахр өдр) и самая длинная ночь (хамгин ут сө). В этом году смена хозяина года приходится на сегодняшний день (эндр), 21 декабря.

В этот день, а точнее с 10:02 по московскому времени Хозяин Мышь (Хулһн) уступает место Хозяину Корове (Үкр). Откочевка (нүүдл) Хозяина Мыши продолжится три дня (һурн өдр). В эти дни калмыки не выбрасывают из дома мусор (хог-бог), не отправляются в дальнюю дорогу (хол һазрт йовх), а все время посвящают чтению молитв и мантр (зальврл тәрнь умшна). Тем более, что во время безвластия (эзн уга болхла) вылезают все вредоносные сущности (хамг шулмс-чөдкр) и веселятся (нәәрлнә). Это их время. А что касается нового Хозяина года, то он вместе со свитой (түшмлмүд) окончательно утвердится на праздник Цаһан Сар.Геннадий Корнеев —
С уважением, Геннадий Корнеев