ГОРА БОГДО — НЕРУШИМЫЙ СИМВОЛ ОЙРАТОВ.

Известный русский художник и исследователь Н. К. Рерих писал: «Странна судьба калмыков. Народность разбита самым непонятным образом. В Китайском Синьцзяне олеты занимают Илийский край, торгуты — Карашар, хошуты — Джунгарию, ойраты — в Монголии, дамсоки — в Тибете… Также калмыцкие улусы рассыпаны по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга…».

Эта широкая география расселения наших племен свидетельствует о былом великом могуществе Джунгарского ханства, влияние которого на народы Центральной Азии еще до конца не описано и не изучено. Но где бы мы ни были и куда бы нас не приводили бесконечные тропы Великой степи, мы неизменно помнили о символе нашего могущества и единства — величественной горе Богдо, о которой мой сегодняшний материал.

Богдо — значит «Святая». Почему же эта гора получила такое имя? Когда калмыки пришли в Северный Прикаспий и увидели посреди ровной, как ладонь, степи, величественную красную гору, то сразу называли ее Богдо и стали почитать как главную святыню своего нового ханства. Ведь до этого, в Джунгарии ойраты тоже почитали такую же красную гору! И называли ее, как ни странно, тоже Богдо!

Историк Габан Шараб в своей летописи «Сказание о четырех ойратах», рассказывает, что когда недоброжелатели убивали ойратского хана Эсэльбейн Сайн-Ка, спасшего ойратов от порабощения, истекая кровью, он сказал: «Дөрвн өөрдиг нутг болтха гиснәс талдан санан уга болхла, Богд уул, чи балв тус!» — «Если не было у меня никаких мыслей, кроме как о независимости государства четырех ойратов, гора Богдо, лопни на две части!».

После этого историк отмечает, что гора Богдо действительно лопнула на две части! Почему Сайн-Ка обращается так к горе? Потому что ей поклонялись ойраты как главной святыне своего ханства. Ей молились и могущественные ханы, и простые люди, и просили покровительства и защиты. И гора защищала, ведь ханство, не смотря на бесконечные войны, процветало несколько столетий. На западе Монголии и сейчас рассказывают легенды об этой горе.

Согласно той, что слышал я, эту гору в кочевья ойратов принесли два монаха. Говорят, что они откололи ее от Марпо ри, тибетской красной горы, на которой сейчас возвышается дворец Далай-лам — Потала. На родине братья расслабились, и гора погребла их под собой. Кровь, хлынувшая из их тел добавила красноватости священной горе Богдо. Сами же братья стали защитниками (сәкүсн) четырех ойратов.

К чему я это пишу? Да к тому, что калмыки рассказывали о своей горе Богдо то же самое! Думается, что наша гора была воплощением могущества нашего, калмыцкого ханства. И на ее вершине жили и по сей день живут наши, калмыцкие сәкүсн-ы! Это те силы, которые 400 лет хранят и оберегают наш народ от исчезновения. Они всегда помогают тем, кто в них верит. Не забывайте о них, калмыки, и тогда наши сәкүсн-ы никогда не забудут о нас!

Г. Корнеев