ХАЛЬМГУДЫН ХӨРГ — КАЛМЫЦКИЕ ЗАПРЕТЫ. ЧАСТЬ — 3.

В прежние времена существовало множество запретов, связанных с различными позами. Прежде я писал про позы «элкән теврх» и «нурһан үүрх», которые были категорически запрещены у калмыков. Сегодня продолжим рассказывать о запретных позах, о которых многие из наших современников, к сожалению, уже забыли.

Старики в моем детстве всегда ругались, когда кто-то сидел, подперев скулу рукой. Такая поза в калмыцком языке называется «шанаһан түшх» или «шаналдх». Оба выражения происходят от калмыцкого слова «шана» — скула. Обычно старики кричали: «Шанаһан бичә түш, му йор!» (Не подпирай скулу рукой, плохая примета!), а нередко могли и выбить руку из-под скулы.

Тогда, в детстве, никто не объяснял, почему такая, казалось бы, невинная поза вызывает у старшего поколения такую бурю негодования. Помню, как я спрашивал у старушек, а почему так нельзя делать? Но никто вразумительного ответа не давал. Все ссылались на то, что им запрещали так делать их старики. Интересно, но многие традиции именно так и появляются.

Моя бабушка, к слову, в ответ говорила так: «Гейүрсн күн шанаһан түшәд суудг. Чи юн гейүрчәнәч?» — Скулу рукой подпирает тот, кто находится в печали. А у тебя какая печаль? Печалей в детстве у меня действительно не было, а вот интерес к тому, почему появился этот странный запрет, был. Объяснение, почему же так делать нельзя, нашлось не так давно.

Заведующий музеем Центрального хурула Бадма Викторович Меняев пояснил, что этот запрет связан с похоронной позой. Действительно, в прежние времена калмыки хоронили умерших в позе, в которой всегда лежал, а затем и был предан погребальному огню сам Будда Шакьямуни. Поза эта называется львиной позой, или, по-калмыцки, «Арслӊгин кевтлһ».

Так, например, нетленное тело зюнгарского монаха Кёгшн-багш запечатлено именно в такой позе.

В общем, умершего кладут на правый бок, правую руку подкладывают под щеку, а левую кладут вдоль туловища. Чтобы тело лежало устойчивее, ему нередко слегка подгибают колени. Душа (сүмсн) человека, погребенного в такой позе, переродится в хорошем месте (сәәни орнд), а пока не найдет новое пристанище, будет идти освещенной дорогой (сарул хаалһ), верили предки.

Конечно, как и все люди, калмыки боялись смерти, а потому, со временем, когда глубокий сакральный смысл львиной позы забылся, подпирание рукой щеки или скулы стало связываться с позой трупа, то есть с невербальным призыванием смерти или печали. Подпирать сейчас скулу рукой, или не подпирать — личное дело каждого, но наши предки не этого советовали.

Геннадий КОРНЕЕВ