ИСТОРИЯ СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Мало людей в Калмыкии знают, что изречения великих деятелей ойратского прошлого дошли до нашего поколения. И это благодаря ясному письму Зая-Пандиты мы имеем возможность читать не только цитаты былых ойратских мужей, но и видеть собственную историю глазами наших предков.

Я отметил для себя, что в России, и не только, очень много народов изучают историю через призму русских и любых других источников, но не своих, в то время как у нашего народа есть возможность читать свою историю оставленную нашими летописцами. Почему это большое преимущество?

В качестве примера я хотел бы привести летопись «Краткая история калмыцких ханов», где в письме торгудский тайши Шукур Дайчин в ответ на принятия им ханского титула от Далай-Ламы пишет «Нанла әдл олн, би ямаран хан болхмб?» — «Равных мне много, как я могу стать ханом?». По законам Ики Цаажин бичиг 1640 г. хан всех ойратов мог быть выбран на сейме нойонов и тайшей и принятие ханского титула от Далай-ламы означало бы прямое нарушение закона. Несмотря на авторитет Далай-лам, Шукур-Дайчин ставил выше общенациональные интересы. В официальной российской историографии торгудский тайши считается российским подданным, однако по письменным памятникам главный торгудский тайши вел переговоры на равных с Россией и его территории были частью большого Ойратского Союза. Эта фраза показывает не только исторические реалии того времени, но и самого ойратского тайши. (Этот исторический труд есть у нас в электронной библиотеке)

Таких исторических фактов из письменных памятников много, история калмыков воспринимается совершенно по-другому поэтому я бы порекомендовал любителям ойратской истории читать и наши национальные труды, желательно в оригинале.

Классикой таких трудов можно назвать: «Лунный свет: биография Зая-пандиты» Раднабхадры, «История Дербен ойратов» Габан Шараба, «Краткая история калмыцких ханов», «История Дербен ойратов» Баатр-Убаши Тюменя. «Сказание о поржении монголов дербен-ойратами»

Пять лет назад калмыцкий ученый В.П. Санчиров перевел исторические труды написанные на территории Джунгарского ханства: «История Хо-Орлюка», новая анонимная «История Дербен-ойратов», История о том, как управляли государством владыки Чингиса и поддерживали ханское правление(об ойратских правителях), Родословная монголов («История происхождения монголов»)(об ойратских племенах)

Но больше всего мне нравится в исторических сочинениях  цитаты и изречения ханов, они дополняют старинные летописи как яркий алмаз на золотой короне. Одна из фраз мне запомнилась больше всего:«Дөрвн өөрд нег садгин сумн нег эцкин үрн» — «Четыре ойрата как стрелы одного колчана , дети одного отца» (Далай-Баатр хунтайджи)

А. Карманов.