К ВОПРОСУ О РОДОВЫХ МОЛЕНИЯХ. Часть — 3. (Отрывок статьи)

К назначенному дню проведения общеродового моления все участники готовятся заранее. Те, кто приезжает из других мест, привозят с собой подношения в виде молочных продуктов, сладостей, лампадок. Местные жители, помимо своих подношений в виде вышеуказанных, выделяют транспорт, подготавливают угощение для участников – варят чай, мясо, жарят мучные изделия боорцг в больших количествах; определяют роли во время обрядов: одни подготавливают и следят за костром, другие помогают разложить подношения, третьи готовят совместную трапезу и т.д. Продукты закупают на деньги от общего сбора местных жителей или активных предпринимателей.

Если общеродововое моление намечено провести с использованием жертвенного животного, то его выделяют частные лица из своего хозяйства. При участии буддийских священнослужителей в таких молениях их проводят без использования жертвенного животного. В данном контексте необходимо отметить следующие тенденции: первые родовые моления совершались с использованием жертвенного животного, что определялось следованием «традиции», «по-калмыцки», затем с развитием буддизма в республике и активным участием лам во время родовых молений совершались только подношения различными продуктами и выставлением лампад, а в настоящее время активны обе формы совершения родовых молений.

При этом те, кто совершает подношение жертвенным животным уверены, что делают обряды согласно традиции, «по-калмыцки». Это указывает на углубление процессов «возрождения традиционной культуры» и поиск этнической идентичности в любых формах. Еще одной особенностью является то, что при использовании жертвенного животного, привлекаются знатоки традиционного забоя, в данном случае жертвенных овец, через разрез в грудной клетке өрчлhн. При этом забойщик может быть не одного рода с участниками моления, а другого, но обязательно представителем одной субэтнической группы, т.е. человека, который связан с участниками территориально и этнически, знает и понимает особенности группы.

На общих родовых молениях представлены все возрастные категории – от глубоких стариков до маленьких детей. Молодые люди от 18 до 30 лет принимают активное участие в проведение обрядов, причем они не пассивные наблюдатели или участники, а могут даже подсказать как «правильнее/ по-традиции» провести тот или иной ритуал. Это те молодые люди, кто уже вырос на волне процессов «возрождения этнической культуры» или были погружены в них в подростковом возрасте. У них сложились свои стереотипы, представления о тех или иных ритуалах и обрядах, стойкие позиции в обозначении своей этнической идентичности на всех таксономических уровнях. Их активность в данных вопросах также обусловлена рядом факторов:

— желанием молодых людей знать родословную;

— омоложением брачного возраста в современном калмыцком обществе и стремлением избежать кровосмешения;

— активной работы землячеств в иногородней студенческой среде;

— просто желанием «быть в тренде».

В настоящее время заметно снизилась активная роль женщин на такого рода мероприятиях. Если в конце 90-х XX  в. – начале 2000-х именно женщины выступали инициаторами и руководителями подобных обрядов, то сейчас их роль снизилась до помощников, отвечающих за проведение совместной трапезы. Женщины в калмыцком обществе всегда выступали в роли хранительниц традиций, и их функции наиболее ярко проявились в переломные периоды. С тем же, в контексте родовых молений, проявилась их изначальная экзогамность – они представительницы иных родов, снохи, «пришлые».

Интересно в плане изучения позиция старшего поколения на таких молениях. Большинство из них можно смело назвать «условными знатоками традиций». Дело в том, что во время депортации калмыков в восточные районы страны они были в подростковом возрасте, знания их об обрядовой культуре калмыков – это детские воспоминания, рассказы взрослых об этом в депортации отложившиеся в памяти. Возможно, поэтому их роль пассивна на таких мероприятиях: либо недостаточно хорошо знают и предпочитают быть в общей массе участников, говорят и делают, что помнят, либо не проявляют активности, чтобы избежать наказания для всех участников за неверно совершенные действия во время обряда. По статусу и возрасту старших представителей рода старики должны обладать функциями старшин рода, однако в настоящее время статусом старшин рода или глав рода наделяются активные сородичи, достигшие материального благополучия и общественного признания.

(По материалам Т.И. Шараевой)