К ВОПРОСУ О РОДОВЫХ МОЛЕНИЯХ КАЛМЫКОВ — 2. (Отрывок статьи)

Пределы бывших кочевий рода воспринимаются современными калмыками как родовая территория, өвкнрин hазр «земля предков», малая родина, «унсн / төрсн hазр» (букв. место, где упал; место, где родился), в том числе и для тех, кто родился в поселках (колхозах, совхозах) в 60-е гг. XX века, созданных на местах нахождения хотонов до депортации. Ныне это «земля предков» для молодых калмыков, родители которых родились в Калмыкии после возвращения из депортации, там же проживали их дедушки и бабушки, родственники по патрилинейной группе.

Процессы поиска своей идентичности, «тяга к корням» для современных калмыков 50 – 60-летнего возраста, выросших в условиях коммунистической идеологии советского периода и религиозных запретов привели к тому, что они стремятся сами как можно больше участвовать в обрядах общеродового значения, чтобы закрыть лакуны в знании традиционных ритуалов и обрядов.

Необходимость передачи информации о родовой территории как малой родины, маркерах рода, обрядовых особенностях, например, о свадьбе, детям и внукам, желание передать их под покровительство предков и духов родовой местности также стимулирует активность калмыков старшего возраста в любых общеродовых мероприятиях. Учитывая, что калмыцкие рода объединяются по субэтническому признаку (торгуты, дербеты, хошуты, бузавы), проводимые родовые моления активизируют процессы определения идентичности представителей того или иного рода также на субэтническом уровне.

На таких молениях участники в процессе общих разговоров обмениваются сведениями об общем составе субэтнической группы, о родах, входящих в состав этой группы, общих территориях кочевий и административно-территориальном делении на аймаки, анги, обрядовых отличиях и т.д.

Местом проведения общих молений избирается значимый локус в пределах бывших кочевий рода. Это может быть место, где располагался хотон или был стационарный хурул, место регулярно проводимых в прошлом обрядов, указанное старшими представителями рода после возвращения из депортации, чаще ровная низина близ водного источника или курган. В настоящее время в таких местах устанавливают буддийские ступы, что ведет к трансформации ритуализации обряда и акцентированию сакрального локуса в виде ступы.

По материалам Т.И. Шараевой.

Продолжение следует…

Фотография: РИА Калмыкия