КАК ЗОВУТ ЩЕДРОГО КАЛМЫКА?

Многие путешественники прошлого и настоящего отмечали и отмечают нашу особую национальную черту — щедрость и радушие. «Калмык готов отдать гостю последнее», восторженно пишут они, и это вызывает гордость за свой народ. Хотя времена нынче такие, что практиковать щедрость становится все сложнее…

Помню как в детстве часто носил одной одинокой старушке борцоки, шулюн в баночке и еще что-то съестное. Когда она брала, всегда говорила: «Уй, хәәрхн, өглһин эзн болтн» (О, боже, будьте хозяевами даяния!). Уникальная фраза! Она врезалась мне в память глубже многого, что было в детстве. Помню как спрашивал у своей бабушки, о том, что она значит.

Бабушка тогда рассказала мне об этой фразе такое: «Өглһ» калмыки называют то, что отдается с самым чистым сердцем и помыслами. Это лучшее, что мы можем дать другим. И если ты отдаешь, а внутри появляется радость, то за это где-то там, где живут Бурхд, тебе капает «буйн» (особая духовная заслуга). А потому хозяин такого «өглһ» всегда будет счастливым в жизни.

В следующий раз, понеся «продуктовый паек» этой бабушке, я ее попросил всегда мне говорить такую фразу. А когда она однажды пришла к нам в гости, и рассказала моей бабушке об этом, они долго смеялись. Но это не о том, что я был щедрым калмыком, а о старинном имени, которое как раз таки обозначало такого даятеля и предполагало, что человек вырастет щедрым и достойным своего рода.

Имя это — «Җимба» или «Җимбә». Оно происходит от тибетского слова и имени Джинпа (тиб. spyin-pa) — даяние. Но даяние «джинпа» сильно отличается от того, что мы знаем об этом из русского языка. Это даяние, которое дают не обижая получателя, не из страха перед получателем, не в ответ на подарок, не в надежде на ответный подарок.Он дает нуждающимся и он дает не ради репутации, а ради украшения ума. Так написано о даянии в старинных буддийских текстах. Что же касается фразы «өглһин эзн», то уже будучи взрослым, я узнал, что это дословный перевод с тибетского «spyin bdag», которое восходит к санскритскому — «danapati» — хозяин даяния, милостынедатель.

Насколько я знаю, имя Джимба / Джимба в наши дни калмыки не дают, а жаль. Было бы напоминанием нам о том, какими были наши предки. В заключении скажу, что от этого имени у калмыков происходят следующие фамилии: Джимбинов, Джимбиев, Джимбеев, Джимбаев. Известными же носителями этого имени и фамилии были лама Джимба Микулинов и писатель Бем Джимбинов. А сейчас такую фамилию прославляет известный калмыцкий поэт Андрей Джимбиев.

Г. Корнеев