КАКИЕ В КАЛМЫЦКОМ ЯЗЫКЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ОБЕТОВ?

Не так давно один из наших подписчиков задал вопрос о том, является ли разновидностью клятвы слово «цер»? Очень приятно, когда земляки живо и с большим интересом реагируют на наши материалы. Хочется работать больше, видя, что наш родной язык важен для каждого калмыка. Сегодня я расскажу о разновидностях обетов в калмыцком языке.

ТАҢҺРГ. Прежде я писал, что это слово имеет значение «клятва», но это в простом, обыденном языке. В языке старинных ойратских буддийских текстов «таңһрг» имеет значение «обет-клятва Тайной Мантры». Это так называемая «самая», которую буддийский практик дает перед практикуемым божеством или хозяин местности дает перед Буддой, как, например, Белый Старец.

Нарушение такого обета чревато тяжелыми последствиями как для людей, так и для нечеловеческих существ, считается в калмыцкой буддийской традиции. Так, например, местные божества, связанные таким обетом-клятвой обязаны проявлять дружественность к практикующим буддистам. Кстати, подобное значение перешло и на мирское понятие «товарищ по клятве».

САНВР / САМНР. Это слово наши предки использовали в значении близком к русскому слову «обет». Вообще говоря, термин «санвр» мы заимствовали из санскрита, где он звучит как «saṁvara». В буддизме под этим словом понимаются три вида обетов: обеты личного освобождения, обеты Бодхисаттвы и обеты Тайной Мантры.

Выдающийся калмыцкий монах Боован Бадма в своей поэме «Чикнә хуҗр» использовал слова «таңһрг-санвр» парно: «Аля-буру йовдлар таңһрг-санвран эвдхлә / Айс тамин йоралас гетлх цагнь берк» — «Если плохим поведением нарушишь обеты / То сложно определить время избавления со дна ада Авичи», — писал он. То есть, обет «санвр» включает в себя обет «таңһрг».

СӘКЛ. Это калмыцкое слово образовано от глагола «сәкх» — защищать, оберегать, хранить. «Сәкл» в широком смысле это такое поведение монаха, которое не допускает нарушения предписаний дисциплины. Например, если человек дал обет «не врать», то он постоянно внимательно следит (сәкнә) за своей речью, чтобы не нарушить обязательство.

В общем, «сәкл» это такой постоянно осознанный ум, который охраняет, оберегает монаха или верующего от совершения неблагих поступков. В поэме «Чикнә хуҗр» есть такие слова: «Кецәҗ эрдм сурхла, зарчм цуһар медгдх / Кинҗ сәәтр сәкхлә, керг цуһар бүтх» — Если упорно учиться – все законы станут понятны, / Если прилежно осознавать, – все задуманное исполнится.

ЦЕР — это вид очистительных запретов, которые в основном принимают миряне. От этого слова образовано калмыцкое слово «цеерлх» — избегать, отказываться, воздерживаться. Иногда это слово означает соблюдение особой нравственной чистоты и опрятности. Так, например, «әрк-тәмкәс цеерлх» значит избегать / воздерживаться от спиртного и табака.

«Цер» не относится к обетам в прямом смысле. Это скорее мирской запрет, запрещение, табу, как внутреннее, данное самому себе, так и внешнее, которое дается божествам или высоким монахам. «Цер» связан с моральной и нравственной чистотой мирянина, обычного человека, который решил вступить на путь очищения. Надеюсь этот материал был вам полезен в деле постижения родного языка.

Геннадий КОРНЕЕВ