КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНЕСЛИ ХРИСТИАНСКИЕ МИССИОНЕРЫ?

Наши подписчики, наверное, заметили, , что в последних публикациях мы рассказываем о буддизме, и для многих не секрет, что калмыцкая культура очень тесно переплетена с буддизмом и рассматривать ее отдельно от буддизма невозможно. О тесных связях религии и культуры мы еще будем писать. В этой статье мы расскажем о миссионере, миссией которого была распространение христианства в калмыцкой степи. Пармен Смирнов – протоиерей, священник русской православной церкви в Астраханской губернии. Материалы о биографии проповедника скудны и основные сведения его жизнедеятельности связаны с христианской миссией в калмыцкой степи.

Для большинства читателей, наверное, непонятно, почему мы пишем о человеке, который пытался христианизировать калмыков, но плоды деятельности П. Смирнова оставили больше пользы для калмыцкого народа, чем для православной церкви. Дело в том, что христианским миссионерам, чтобы обратить все население в православие, потребовалось для начала изучить язык, быт, нравы, культуру, традиции людей, с чем они успешно справлялись, но когда началась проповедь учения Иисуса, то их миссия в калмыцких степях провалилась. Зато после себя они оставили замечательные труды по калмыцкой культуре и традициям, например, известная работа П. Смирнова «Путевые записки по калмыцкой степи Астраханской губернии».

В 1868 году священника Пармена Смирнова назначили миссионером походно-улусной церкви. Архиепископ Афанасий (Дроздов) поручил Смирнову собрать сведения о калмыцких улусах и представить свои соображения по христианизации калмыков, кроме того, его попросили заняться переводами на калмыцкий язык «…того, что сочтёт нужным для первоначального руководства будущим миссионерам».

В своих научных работах о калмыках П. Смирнов очень подробно описал быт, традиции, религию, историю калмыцкого народа. В его задачи входило детальное и объективное исследование всех тонкостей жизни калмыцкого народа. Поэтому в книге «Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии» достаточно много уделено внимания объяснению национальных праздников и всей религиозной жизни наших предков. Особенно эта книга может завоевать любовь у наших современников, потому что там подробно и интересно написано о наших праздниках.

Также для многих читателей этот труд может показаться интересным с точки зрения объяснения похоронных обрядов. Мы, например, знаем определенную церемонию похорон и выполняем ее автоматически, не понимая сути каких-то вещей. И в этой книге П. Смирнов объясняет важные детали похоронных традиций.

Лично мне эта книга понравилась тем, что П. Смирнов указывает малоизвестные факты о калмыцкой кухне. Например, я узнал, что был «калмыцкий плов», раньше его делали из сарацинского риса и персидских фруктов, которые заправлялись коровьим жиром. Важно, что помимо описания некоторых блюд, П. Смирнов рассказывает подробно о культуре трапезы, чаепития калмыков, как для мясных, так и кисломолочных продуктов.

Я думаю, что каждый человек, прочитав эту книгу по-своему заинтересуется и взглянет на культуру своего народа другими глазами. Труд П. Смирнова вы можете найти в разделе «Библиотека» на сайте Центра по развитию калмыцкого языка (подраздел «Этнография»).

Арван КАРМАНОВ