КО ДНЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПИСЬМЕННОСТИ… ЧТО ПРИНЕСЛО ОЙРАТАМ НОВОЕ ПИСЬМО?

Одна из самых знаменательных дат в Калмыкии, пожалуй, это день национальной письменности. Прежде всего в истории калмыцкого народа появление тодо бичиг сыграло ключевую роль в развитии и формировании национальной государственности. В 1648 г. с появлением «ясного письма», у ойратов начался пассионарный «взрыв» на политической арене в центральноазиатском регионе. Стремительный рост активности ойратов сопровождался большим культурным подъемом.

Так, например, в Джунгарии стали возводить первые крупные оседлые поселения. Первый «патриарх» джунгарской государственности Баатр-хунтайджи построил большие крупные поселения в своей ставке, в местности Кобук-Сайр (калм. Ховг-сәәр). Позже джунгарский политик построил еще три крупных поселения, где также были поселены бухарцы, которые занимались пахотным земледелием. Эти города были построены по типу крепостей, которые защищали огнестрельные пушки.

Следующим крупным шагом стало строительство большого монастырского комплекса «Аблаин-киид». Помимо крупных построек, в монастыре стали сажать деревья, развивать земледелие, открывались торговые пункты, сооружались первые мануфактурные постройки. Именно, монастырь Аблаин-киид стал одним из первых мест откуда ясное письмо получало динамичное распространение, так как в этом храме готовили будущих монахов уже по новой системе образования на тодо бичиг.

Кроме Аблаин-кит, тайша Аблай в месте впадения реки Белой в Иртыш возвел еще один городок Гоа Балгасун (калм. Һо-балһсн). Посередине городка возвышалась огромная башня из жженого кирпича, с которой далеко были видны все окрестности. Ф. Байков писал, что «оная башня… построена… тайшой Аблаем, который строил Аблакет». Это место известно сегодня как Калбасунская башня и часто упоминается в отчетах путешественников и в донесениях служилых людей того времени.

О крупных постройках в Джунгарии есть много сведений, о которых предстоит еще написать, но кроме возведения крупных поселений с появлением ясного письма у ойратов активно началось развитие законотворчества. Сын Баатр-хунтайджи, Галдан-Бошогту, продолжая дело отца стал известен в нашей истории как один из первых законотворцев. Так как молодое ойратское государство включило в свой состав множество центральноазиатских народов (уйгуры, узбеки, таджики), а на севере в джунгарской орбите политики оказались южносибирские народы (алтайцы,тувинцы, хакасы), то потребовались законы, регулирующие экономические и общественные отношения.

Эти законы известны тем, что уравнивали в правах все мусульманское и неойратское население Джунгарии с ойратами, и более того, Галдан объявил широкую автономию всем джунгарским мусульманам и ввел свободную экономическую зону. Пользуясь, широкими возможностями уйгуры активно вступали в ряды джунгарских войск, поставляли огнестрельное оружие, активно переселялись вглубь джунгарских территорий и развивали их Если предыдущие законы 1640 г. регламентировали общемонгольские нормы, то новые законы являлись «локальными», чем подчеркивалось конфедеративное положение ойратских государств.

Более того, эти законы стали серьезным шагом в развитии т.н. «гражданского кочевого общества», так как регламентировали равные взаимоотношения между представителями разных национальностей и вероисповеданий. Тем более, последующие правители Цэван-Равдан и Галдан-Церен щедро награждали всех, кто служил в Джунгарии. Например, пленный швед Ренат прославился тем, что составил первую подробную карту Центральной Азии, а его подробная карта Джунгарии была написана на тодо бичиг. Ренат получил свою известность тем, что внедрил некоторые модели шведской армии для ойратов, благодаря его чертежам джунгары стали создавать огнестрельное оружие и собственную артиллерию в массовом порядке. За эти заслуги Ренат поучил титул тайши и ему был дарован целый ойратский улус.

При чем тут ясное письмо и материально-технический прогресс Джунгарии спросите вы. Дело в том, что все делопроизводство осуществлялось на НАШЕМ РОДНОМ ЯЗЫКЕ И НАШЕЙ ПИСЬМЕННОСТИ. Более того, создание ясного письма резко сменило полюс монгольского «центра» в ставку джунгарского хунтайджи. Ойраты ясное письмо называли «монгольским» письмом потому что джунгарские хунтайджи уже сами диктовали условия другим монголам и свою концепцию монгольского единства. В этой статье мы дали лишь краткое описание достижений наших предков и еще предстоит большое количество публикаций на эту тему поэтому каждое 5 сентября это важная дата, напоминающая нашим поколениям о важных страницах прошлого.