Намка Кичиков


Однокурсником Зодвы Натырова по Чееря-Хурулу был Намка Кичиков (1901 — 1985), также ставший впоследствии известным в республике священнослужителем. Выпускник высшей буддийской школы Чееря-хурула, монах, эмчи, астролог Намка Кичиков успел завершить свое образование, получить сан гелюнга и поработать в хуруле. В годы репрессий, обрушившихся на священнослужителей, он продолжал свою деятельность, затем, уступив настойчивым просьбам родных, снял с себя монашеский сан. Но всегда оставался верным принципам буддийской философии бескорыстно помогать людям и быть сострадательным. Рискуя попасть в немилость, совершал ритуалы, основанные на священных буддийских текстах и мантрах, призванных устранять препятствия на пути к исцелению. Его врачебный талант, бескорыстие и постоянная готовность прийти на помощь в полной мере раскрылись в годы сибирской ссылки. В период депортации семья Кичиковых попала в Новосибирскую область. Потрясенных жестокостью депортации, ослабевших людей косили испанка и тиф. Многие из ссыльных были при смерти. Ночью в бараки к больным людям приходил Намка Долдушевич и приносил приготовленные им самим лекарства. Они спасли от смерти немало людей.

В село Новоключи Купинского района Новосибирской области, где он жил, трудными дорогами, рискуя быть арестованными, добирались калмыки, чтобы попросить о помощи. Коменданты, не раз наказывали ссыльного лекаря за отлучки по зову страждущих, но вскоре смирились с его призванием и сами, также под покровом ночи, стали привозить к нему больных детей и родственников. В ссылке калмыцкий эмчи составлял рецепты лекарственных препаратов, исходя из местных растений, минералов, словом, всего, что было под рукой. В Сибири готовил лекарства из еловых шишек и веток, по возвращению на родину находил лекарственные растения в степи. Заслуженный врач Калмыкии Марк Исаакович Стеклов часто ездил к Намке Долдушевичу в свое время и интересовался его рецептами.Хотя молодые монахи Калмыкии считают, что Намка Кичичков обладал сиддхами, позволявшими ему отварами из ели поднимать людей. У молоденькой калмычки, работавшей на лесоповале, опухла рука от пальчиков до плеча. Хирург сказал, что надо отрезать руку полностью и все, другого лечения нет. Ей посчастливилось встретить Намку, в сумерках она приходила к нему за отваром и скоро опухоль спала, рука зажила. Уже в годах, она плакала и наказывала детям помнить доброту калмыцкого монаха.