О ПРЕДКАХ. Бузавы. Часть — 2.

Откочевка калмыцких улусов на Дон далеко не всегда проходила в мирных условиях, особенно в первое время. Как вы поняли, предки современных бузавов были выходцами из различных ойратских родов. Так получилось, что с середины XVII века на Дон откочевывали несогласные с центральной ханской властью. Как правило, среди откочевавших были члены знатных торгутских и хошутских семей с их подданными. С конца XVII века, минуя улусы подчиненные калмыцким ханам, на Дону стали селиться джунгарские князья со своими поддаными, которые были не согласны с политикой джунгарских ханов. Известно, что было три крупных волны из Джунгарии (1686 г., 1724 г., и 1755 г.)

Во второй половине XVIII века на Дон стали часто перекочевывать дербетские тайши. Перекочевка и оседание в донских степях была не постоянной, некоторые улусы, особенно торгутские и дербетские возвращались, а какие-то улусы оставались и позже они сформировали новую субэтническую общность — бузавы.

Теперь поговорим о происхождении бузавских родов (по-калмыцки их называют ясуны о слова «ясн»-кость). Кстати, некоторые ученые говорят, что ясунная система родов является наиболее старинной. Традиционно бузавы себя называют арвн һурвн зун (тринадцать сотен) или арвн һурвн әәмг (тринадцать аймаков), в которые входили разные по происхождению калмыцкие рода.  Многие жители Калмыкии правильно говорят, что бузавские рода составили первооснову из торгутов, джунгаров, дербетов, небольшой части хойтов и хошутов, однако в этом вопросе нужно сделать оговорку.

Оказывается, среди донских калмыков достаточно немало родов, которые отсутствуют, либо находятся в меньшем количестве среди так называемых «основных» торгутов и дербетов. К примеру, среди донских бузавов-«торгутов» во всех станицах есть меркитские и тайчутские рода, в то время как среди торгутов их очень мало. Особенно интересно, что костяк торгутских родов бузавов основали именно древнемонгольские племена кереитов и шара-монголов, а также вышеупомянутые меркиты и тайчуты.  В составе донских бузавов дербетского происхождения оказались ясуны баргасов (их небольшая часть есть среди торгутов и дербетов), а также бургутов и залхусов, которых нет среди волжских дербетов, но интересно, что такие же рода были зафиксированы среди монгольских «джунгарских» дербетов, которые проживают ныне на западе Монголии.

В былую старину, когда донские калмыки приветствовали друг друга, то  всегда спрашивали из какого аймака/сотни и ясуна происходят. К большому сожалению, некоторые наши земляки забыли названия своих аймаков или ясунов. Если у вас возникнет необходимость узнать свое происхождение, аймак и ясун, то напишите под комментариями этого поста, а Центр по развитию калмыцкого языка постарается подсказать вам как найти  информацию о вашем происхождении.

Таким образом, резюмируя наше небольшое погружение в прошлое, совсем недавно на новой Родине волжских ойрат-калмыков сформировалась новая субэтническая общность бузавов, сохранившая старинную родовую ясуную систему делений.