О ПРЕДКАХ ДЖУНГАРОВ И ХОШУТОВ

В прошлых публикациях мы говорили о происхождении двух крупных калмыцких субэтносах — торгуты и дербеты, рассмотрели через призму родного языка этимологию и немного затронули историю. Сегодня мы познакомим вас с немногочисленными субэтносами: джунгарами (зюнгарами) и хошудами. Из истории мы знаем, что дербеты и джунгары имеют общее происхождение, правящая элита этих двух племён называли себя «цоросами». Историческая летопись «Илэтхэл шастир» повествует следующее: «Предок дербетов Бор-Нахл и предок джунгаров Эсмт-Дархн-нойн являются родными братьями» от них двоих произошли джунгары и дербеты. Эта же история записана в «Сказании о Дербен — ойратах» в мифическом стиле: «Когда-то в древности были Аминай и Деменей, они кочевали в безлюдной стране. У каждого из них было по десяти сыновей [От десяти сыновей Аминая произошли подвластные зюнгарских нойонов, а от четырех сыновей Деменея произошли подвластные дербетских нойонов (дөрвн — четыре)], потомство которых постепенно размножилось».

Кто такие джунгары? Ученые считают, что этот род, прежде называвшийся цоросами, вошел в состав ойратов в 14-15 веке и занял лидирующие позиции в ойратском союзе. По-калмыцки «зүнһар» переводится как левая рука, а также этим словом монгольские народы называют левое крыло армии. Джунгарами позже стали называть ойратов-цоросов по расположению их войск. Это название ойратского субэтноса положило начало политэтнониму и топониму Джунгарское ханство/Джунгария, а все ойратское население Джунгарии – дербеты, торгуты, хошуты, хойты стали называться джунгарами. Более того, даже окраинные тюркские народы – алтайцы, тувинцы, вошедшие в состав Джунгарии стали также «джунгарами». В составе современного калмыцкого народа джунгарские рода также влились в торгудские и бузавские субэтносы. Также отдельно существует традиционно небольшая автономная субэтническая группа джунгаров на современном западе Яшкульского района.

Помимо джунгаров в Калмыкии также проживают небольшой субэтнос – хошуды. Название «хошуд» является производным от слова «хошун», одного из значений которого в монгольских языках — острие, клюв, клин, морда, передовой отряд. Такое именование было дано гвардейскому подразделению войска Чингисхана и связано с его авангардными функциями, или, возможно, с видом его построения — «клином», «мордой», то есть строй войска представлял собой острую колонну (при таком виде построения люди, стоявшие в голове её, практически шли на верную смерть. «Хошуд» — название одного из подразделений гвардии Чингисхана, упоминания о котором связаны с историей Монгольской империи в XIII—XIV веках. В 1203 году Чингисханом был создан корпус телохранителей «тургак-кешиктенов», а в 1206 году он был дополнен подразделением «хошуд» — это был 7-й особый полк («полк тысячи отборных богатырей») в ханской гвардии, первоначально численностью в 1000 воинов. В гвардию Чингисхана набирали людей из числа покорённых племён, лиц видных по наружности, отличавшихся способностями и умом. Во время боевых действий полк «хошуд» выполнял авангардные функции — разведка, отражение первых ударов противника, помимо этого в их обязанности входила дневная служба охранения лично императора. В «Сокровенном сказании монголов» об этом отряде телохранителей говорится, что Чингисхан повелел им в «дни битв сражаться пред его очами».

Интересно, что династия возглавлявшая хошутский дом происходила от младшего брата Чингис-хана — Хабуту-Хасара (калм. Хавт-Хаср) чей клан назывался Борҗһн. В 15-16 веке Ойратский Союз возглавили хошутские предводители, тем самым легитимизровав свое положение на общемонгольском уровне. Вплоть до революции 1917 года в Калмыкии зайсанги из хошутских родов происходили от своих первопредков из Золотого рода. На территории Калмыкии на стыке поселков Сарпа (Кетченеровский район) и Хошеут (Октябрьский район) кочевало около 20 хошутских родов, а также отдельные кочевья хошутов располагались на территории современной Астраханской области, где проживают и торгуды.

Джунгары и хошуты в Калмыкии — небольшие субэтнические группы, которые не являются этнообразующими звеньями калмыцкого народа, однако, несмотря на малочисленность, эти рода считаются самостоятельными субэтносами наряду с торгутами и дербетами. В следующей публикации мы расскажем о самом удивительном и молодом калмыцком субэтносе – бузавы. Также предлагаем нашим подписчикам оставлять комментарии под постами, о каких родах вы хотели бы почитать в наших публикациях. По просьбам наших подписчиков готовятся уже статьи по следующим родам: Баһуд, Эрктн, Керәд, Цаатн, Зөөд.