О ПРЕДКАХ И СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЯХ… Часть — 1.

Здравствующие старики и предки – это жизненный резерв семьи / рода. В любом традиционном обществе человек, доживший до преклонного возраста, последние годы своей жизни проводил в ином статусе. У калмыков в прошлом достижение преклонного возраста маркировалось сменой одежды, прически, поведенческих стереотипов.

«Человек начинал «возвращать» обществу знаки соответствия норме, знаки полноценности, которые он собирал всю жизнь, и как бы готовился к тому, чтобы уйти в мир Природы». У калмыков стариков и боялись и уважали, и слушались, часто право принятия последнего решение в трудном вопросе оставляли именно за стариками, главами родов.

В традиционном калмыцком обществе старики руководили проведением обрядов семейного и календарного цикла, что сохранилось до настоящего времени. В прошлом повитухами были пожилые женщины, которых называли газр ээж (букв. «бабушка-земля»), киисин ээж (букв. «бабушка пуповины»), эк болсн ээж (букв. «бабушка, ставшая матерью»).

Все эти термины обозначают жизненное  начало: земля (газр) — мать (эк) — дыхание, жизненность (ки) – бабушка (ээж). Подол нательного платья бабушки мог быть использован для изготовления пеленок для новорожденных детей. Старики всегда обладают правом имянаречения ребенка. До настоящего времени у калмыков проведение всех этапов, обрядов и ритуалов свадебной обрядности регламентируется стариками, пожилыми главами семей, главами рода. Распоряжаются они и во время проведения погребальной церемонии. Во всех случаях жизни они выступают как носители жизненного опыта, хранителями традиций.

Завершающие земной путь старики еще при жизни переходили в категорию предков. Неспособные к реальному воспроизводству, они воспринимались как носители накопленной жизненной силы и посредники в передаче некой сакральной рождающей потенции. У калмыков считается, что в завершении своего жизненного пути старики способны передавать часть накопленной жизненной силы потомкам, к примеру, через остатки пищи, ношеную одежду, ремесленные инструменты, предметы личного пользования, при одаривании серебряными монетами. Перед смертью старики могли «оставить» накопленную жизненную силу и благополучие через ритуальную пищу – дайлhна хот (даалhна хот).

По представлениям калмыков предки находятся в постоянной взаимосвязи с живыми. Они покровительствуют живущим родным, способны оказывать воздействие на их жизнедеятельность, предупреждать об опасности. Между предками и здравствующими сородичами существует постоянная связь, более того живые и предки зависят друг от друга.

Благополучие предков в ином мире связано со вниманием, которое они получают от живых, в то время как существование живых в большей мере определяется заботой, которой они окружают ушедших. Являясь во сне, они могут подавать знаки, предупреждающие об опасности или предсказывать те или иные события. Через сновидения покойные могли «попросить» что-нибудь, например, свой головной убор, платье, которое очень нравилось носить при жизни или снабдить их питьем и пищей.

Для угощения души предка устраивают трапезу для стариков из близкородственных семей, в настоящее время допускается присутствие проживающих по соседству стариков, относящихся к другой родовой группе. Все приготовленные блюда подаются непосредственно перед трапезой, так как считается, что души предков питаются паром и запахами пищи.

Отрывок статьи Т.И. Шараевой