О ЧЕМ ПОМНИТ ДОНСКОЙ КАЛМЫК?

История калмыцких родов вглубь корнями уходит в Центральную Азию. Перекочевав в пределы Прикаспия, родовые деления продолжили развиваться. В XIX веке группы джунгарских(зүнһар), торгудских(торһд), дербетских(дөрвд) родов образовали самостоятельный субэтнос – бузав. На основе трех крупных племен, по данным Церен-Дорджи Номинханова, на Дону сконцентрировалось около 90 родов (в составе донских калмыков), которые образовали 13 станиц (арвн һурвн әәмг). Традиционная система субэтнического деления у донских калмыков сильно отличается от других соплеменников. Что должен знать ныне живущий житель Калмыкии, предки которого кочевали в сальских степях (салын тег)?

Каждый калмык принадлежал к станице или по-калмыцки аймак(әәмг). Внутри аймак делился на небольшие рода или ясуны(ясн), каждый ясн состоял из родовых хотонов (хотн). Житель каждой станицы и рода знал уран (боевой клич), восхваление аймака (магтал), соответственно өлгц (родовые цвета) и родословную (уг бичг), где как МИНИМУМ известны 7 поколений предков. Также у каждой станицы был свой аймачный буддийский храм(сүм), который имел калмыцкое или тибетское (төвд) название.

Арван КАРМАНОВ