ОЙРАТСКИЙ ЭПОС В ИССЛЕДОВАНИЯХ РУССКОГО УЧЕНОГО

История Ойратского союза и позже сформировавшихся ойратских государств от междуречья Волги и Дона до границ современной центральной части Монголии вызывают большой интерес у монголоведов, тибетологов, буддологов разных направлений. Феномен пассионарного подъема ойратов не оставил равнодушными целые поколения российских и советских ученых-монголоведов таких как А.А. Бобровников, А.В. Попов, А.Д. Руднев, Н.Н. Пальмов. А.М. Позднеев, К.Ф. Голстунский, Г.С. Лыткин, Б.Я. Владимирцов, А.В. Бурдуков, С.А. Козин, Н.Н. Поппе, В.Л. Котвич, которые с особой ретивостью исследовали уникальное историческое и культурное наследие монгольских народов.

Одним из предметов пристального научного внимания монголоведов было устное народное творчество, а особое место занимали эпосы монголов-ойратов. Среди многих ученых фольклористов фундаментальные научные труды оставили… Г.Д. Санжеев, А.Д. Руднев, А.В. Бурдуков, Б.Я. Владимирцов. Всеми исследователями монгольской литературы отмечены, как господствующие вершины, три выдающиеся самобытные произведения – это так называемое «Сокровенное сказание»,которое с некоторыми оговорками, может быть и названо поэмой о Чингис-хане; западномонгольская или ойратско-калмыцкая поэма о Джангаре и монголо-ойратская поэма о Гесер-хане. Эти вершины монгольской устной литературы исследовал С.А. Козин

С. А. Козин оставил значительный след в истории науки как наиболее признанный властью монголовед после смерти Б. Я. Владимирцова. С. А. Козин был назначен научным руководителем Ц. Дамдинсурэна, когда тот написал совершенно не отвечающую идеям С. А. Козина кандидатскую, в дальнейшем изданную под названием «Исторические корни Гэсэриады». Умер 16 октября 1956 года в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище. Основные усилия С.А Козина в изучении эпического мира западных монголов были направлены на исследование эпоса «Джангар», и ученый в свои трудах параллельно исследованию устного народного творчества, изучал еще и национальную историю, что сделало его научный труд комплексным и логически завершенным. Так, например, С.А. Козин пишет, что «в той мере, в какой трудно и даже невозможно изучать исторические и историко-литературные факты и явления монгольского мира без учета их движения и развития среди отдельных его составлявших народов, в той же мере невозможно рассмотрение и эти трех главнейших литературных памятников вне исторического аспекта и вне взаимной связи и соотношения их между собою.

Эти три крупнейших произведения монгольского творчества относятся к трем узловым этапам исторического развития монгольских народов, то объединявшихся, то вновь распадавшихся, и, тая в себе основные идеи своих эпох, выражают собою те чаяния монгольских народных масс, которые свойственны были каждой из этих эпох. Таким образом с этих трех вершин, созданных монгольским эпосом мы можем проследить весь путь развития истории монголов, как он выражается в процессе развития социально-политического сознания монгольских народных масс – творцов трех эпопей о кесарях Чингисе, Джангаре и Гесере. Однако, по мнению Козина, «Сокровенное сказание монголов» и «Гесер» отличается тем, что подверглись определенной художественной обработке, тогда как эпос «Джангар» не испытал сильного влияния письменного литературного языка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…