ПОДНОШЕНИЕ ПИЩИ ПРЕДКАМ. ЧАСТЬ — 2.

Ритуал подношения горячей пищи душе предка называется у калмыков халун хот өглhн. Приготовленную мясную пищу иногда относят в хурул, но также в горячем виде. Из мясных частей относят лопатку и два нижних ребра/большую берцовую кость. Дополняется подношение белой рубашкой с длинными рукавами и набором продуктов: пачкой чая, пачкой масла, сладостями.

 Оставление первинок пищи духам предков – древняя традиция у многих народов, в том числе у калмыков. В калмыцкой традиции обязательное оставление первой порции утреннего чая дееҗ символизирует угощение души предка традиционным молочным продуктом. Если угощение свежесваренным чаем происходит в чужом доме, то каждый участник трапезы совершает троекратное кропление цацал средним или безымянным пальцем правой руки, предварив действие совершением троекратных круговых движений посолонь по поверхности чая. Возможно, данный жест не только связан с выделением доли чая в виде кропления, но и отражает представления о солярном культе, тесно связанным с представлениями о предках и востоке – «месте рождения солнца/жизни».

Н.Л. Жуковская данный жест считает древним народным культовым жестом, связанным с добуддийскими верованиями. С.А. Токарев отмечал, что первинки как обычай отдавать духам и богам частицу потребляемой пищи или напитков – «..знак преклонения человека перед божеством, проявление покорности, благодарности…было формой общения членов рода между собой и с божеством рода». Наиболее ярко это проявляется в свадебной обрядности.

Мир предков, по представлениям калмыков, находиться где-то между небом и землей. Перемещение души предка после смерти калмыки  определяют фразой «поднялся вверх, ввысь» өөдән hарв, но не на небо. Однако, в мир предков могли попасть души умерших своей смертью, по достижении старческого возраста и исполнении социального статуса. Души же самоубийц, убитых кем-то или погибших от несчастного случая не достигали мира предков, а отправлялись, как считалось, в мир мертвых или могли стать опасными для живых людей.

Существовало поверье, что их души могут блуждать на месте гибели и мстить за свою преждевременную смерть. В калмыцкой мифологии блуждающие души покойников представляются в различных видах: в виде блуждающих огоньков (появление их вдоль дороги в настоящее время ассоциируется с предстоящей аварией), темной движущейся массы, танцующих женщин с распущенными волосами и отсутствующими конечностями и т.д.

Символика предков, учет родства до седьмого поколения отразился у калмыков в почитании созвездия Большой Медведицы Долан бурхн. В некоторых родах в качестве подношения предкам привозят семь борцоков целвг или хавтха, отражающих также символику солнца. В прошлом первой порцией свежеприготовленной арьки совершали кропление долан цацл, в том числе и предкам.    

По материалам Т.И. Шараевой