ПОНЯТИЕ СЧАСТЬЕ («КИШГ») В КУЛЬТУРЕ КАЛМЫКОВ — 1.

В систему ценностей любого народа входит понятие «счастье». В модели культуры кочевых народов понятие «счастье» включало, обусловленные этническим мировоззрением аспекты, главные из которых – гармоничное единение с природой, предопределенный судьбой жизненный путь. С представлениями о счастье кишг у калмыков, в недавнем прошлом – кочевого народа, связаны символы, определенные основными критериями определения данного понятия у номадов.

Термин кишг в калмыцком языке имеет несколько значений: 1. счастье, 2. благополучие, 3. благоденствие. Синонимическое значение имеет термин өлзә – счастье, благоденствие, но в подтексте «востребованность, полезность, всесторонность», что воспринимается калмыками в значении больше материального благополучия, выступающего гарантом нормальной и счастливой жизни.

Выражая благодарность калмыки часто произносят пожелание «өлзәтә бол!» (букв. будь со счастьем, будь счастлив). В традиционных представлениях счастье многопланово: оно отождествляется с благоденствием, трудом, здоровьем, скотом, учением т.д; как считают калмыки, счастье испытывают только при жизни, его можно потерять, оно может уйти, прийти, уменьшиться или увеличиться, разрушиться от совершения неверных действий.

В разных сферах калмыки определяют женское или мужское, семейное или индивидуальное счастье. Все эти представления о счастье у калмыков базируются на вере в предопределенность жизненного пути, судьбы. В структурно-смысловом отношении понятие судьбы является двуполюсным: ее конечные точки – появление человека на свет и уход из мира.

Между этими крайними рубежами лежит жизненное пространство человека, или, иначе говоря, поле его судьбы. Именно в этом пространственно-временном поле, заключающем прошлое, настоящее и будущее каждого человека, возникают разные ситуации контакта его с судьбой.

Судьба, в свою очередь, воспринимается как категория традиционной культуры, «отражающая представление о сверхъестественных, божественных силах, предопределяющих все события в жизни людей». В культуре калмыков такой «силой» обладает мифологический персонаж Заячи с функциями творца, подателя судьбы, покровителя.

Происхождение образа Заячи и его функциональная значимость у калмыков малоисследованы. В калмыцком языке термин заячи переводится как творец, создатель, образуя соответственно производные значения: заяhар – по предначертанию; заядар – естественно; заян – судьба; заяни – предопределенный судьбой; заяни хөв – предопределенная судьбой доля; заях – осчастливить, предопределять, предвещать.

Заячи может быть недоброжелательным, враждебным по отношению к человеку му заята күн  –  человек с несчастливой судьбой или быть покровителем человека сән заята күн  – счастливый человек, что определяет особенности жизненного пути, судьбы человека. С.Ю. Неклюдов, рассматривая мифологию тюркских и монгольских народов, отмечает семантический синкретизм понятия Заячи (Заян): 1. творец, создатель; 2. судьба, доля, рок; 3. душа; 4. небесное божество, категория божеств или духов.

По материалам Шараевой Т.И.