ПЯТЬ ВЕР КАЛМЫКОВ. Часть — 2.

Второй термин, которым наши предки обозначали понятие вера – «сүзг». Православный священник Пармен Андреевич Смирнов, долго работавший среди калмыков, в своей книге «Путевые записки по Калмыцким степям Астраханской губернии» отмечает, что верующих калмыки называют «сүзгт-бишрлтә». Слово «бишрл» мы разберем в следующем материале, а сейчас, однако, про «сүзг».

Слово это образовано от глагола «сүзлх» — «верить». Именно «сүзлх», а не так, как сейчас говорят «сүзГлх». «Сүзглх» это вторичное образование термина, производное от «сүзг», и возник этот термин тогда, когда мы глагол «сүзлх» надежно и давно забыли. А в старинных ойратских рукописях он встречается очень часто. В каком же исконном значении его использовали наши предки?

Если сравнить переводы ойратских текстов с тибетскими оригиналами, то выходит, что глаголом «сүзлх» и производным от него термином «сүзг» переводится тибетский термин «’dad pa», восходящий к санскритскому термину «śrāddha», имеющему значение «доверие, верность, вера». Наши предки были гораздо умнее нас, хотя и не имели смартфонов и компьютеров, и не отправляли людей в космос.

К каждому буддийскому термину наши переводчики подбирали практически идеально подходящие эквиваленты. Исходя из этого, термин «сүзг» должно трактовать как «веру, основанную на убежденности в том, что ее объект является не ложным». В общем, это твердая уверенность, глубокая убежденность в объекте своей веры.

Такими объектами для нас были наши божества, наше учение и наше духовенство. То есть, человек верующий совершенно осознанно назывался «сүзгтә». Такой человек был непоколебим, тверд в вере. А это значит, что он должен был опереться (шүтх) на что-то и породить в себе эту нерушимую уверенность (сүзг) в своей опоре (шүтән). Наверное, поэтому я и выбрал именно такую последовательность в перечне пяти вер калмыков.

Твердая духовная опора и полное ей доверие, думается, дали возможность нашим предкам так долго жить вдали от родственных народов и сохранить себя, свое культурное и духовное наследие, свою идентичность и свое стремление передавать мудрость прошлых поколений нам сегодняшним. А мы, верю, не забудем, а приумножим все это, и передадим уже своим потомкам.