САКРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СВЯТОЙ ПИЩИ «ЦАҺАН ИДӘН»

Недавно нам написала наша подписчица Наталья, с просьбой рассказать о том, какой сакральный смысл сокрыт в понятии «цаһан идән» — белая пища. Думается, ответ на этот вопрос будет интересен не только Наталье, но и многим другим, кто следит за материалами «Центра по развитию калмыцкого языка». Ответит на этот вопрос директор нашего Центра Геннадий Батыревич Корнеев.

В настоящее время, когда калмыцкий язык переживает не лучшие времена, многие слова мы воспринимаем буквально, а потому считаем, что «цаһан идән» это белая пища. Конечно, отчасти это так, однако здесь слово «цаһан» будет уместнее переводить на русский язык как «священный, чистый, счастливый». Ведь в нашем языке существует много устойчивых выражений, включающих слово «цаһан», которые сложно переводить как «белые».

Так, например, словосочетания «цаһан санан» (чистые помыслы), «цаһан седкл» (чистая душа), «цаһан хаалһ» (счастливая дорога), «цаһан үзг» (святая сторона) дают нам понять, что издревле наши предки использовали это слово не только в значении «белый». У всех монгольских народов, включая и нас, калмыков, белый цвет издревле ассоциировался со счастьем и святостью. Так, например, «Цаһан Эндкг» — это не «белая», а «Священная Индия».

Так как наши предки были кочевниками, веками разводившими скот, их основной пищей являлись молоко (үсн) и мясо (махн). Мясо наши предки ели от забоя скота к забою (вовсе не каждый день, как многие думают), а дойку нужно было проводить ежедневно, основой их пищи, всё-таки, были именно молочные продукты. Кстати, молочный рацион был более разнообразным, нежели мясной.

Таким образом, изобилие дойного скота и молочной пищи в самых разнообразных ее видах было своеобразным счастьем кочевника, ведь ни магазинов, ни заводов по производству пищи тогда просто не было, как и денег для покупки продуктов, кстати. Кроме того, я даже уверен в этом, наши кочевые предки прекрасно знали, что молоко напрямую связано с жизнью. Оно появляется лишь тогда, когда зародилась новая жизнь.

Эта простая, но необыкновенно функциональная философия сделала молоко и производные из него продукты священными для кочевника. Потому они и получили название «цаһан идән» — «священная пища». К «цаһан идән» относятся: үсн, әәрг, тарг, ээзгә, аадмг, аарц, чигән (перевод, дорогие читатели, найдите сами, это позволит вам больше погрузиться в родной язык) и некоторые другие производные из молока продукты.

Они использовались в десятках ритуалов, таких, как подношения богам и духам предков, кропление во время ритуалов и отправления в дорогу, во время валяния войлока, при кастрации скота, захоронении последа, свадьбах, наречении ребенка именем, первой стрижке его волос, призывании благополучия от умершего, выборе места погребения покойника, установке юрты, кроплении священной коновязи и многих других обрядах.

Все эти обряды были направлены на сохранение жизни живых людей, на их благополучие, счастье и удачу, ведь молоко ассоциировалось с рождением, жизнью, пищей как благоденствием людей. Кроме того, зная, как редко появляются животные-альбиносы или животные с исключительно белым окрасом, наши предки считали их особо священными. Молоко белых кобылиц, например, в Монгольской империи имели право пить только чингизиды и… ойраты!

Марко Поло в своей книге писал, что Великий монгольский хан Хубилай имел табун кобылиц, белых как снег. Молоко этих кобылиц пили только члены золотого семейства (алтн ург), а также его разрешалось пить ойратам, за то, что помогли они Великому Хану победить в одной важной битве. Вот насколько ценилось молоко и молочные продукты в те стародавние времена! Сегодня «цаһан идән» тоже является священной пищей, ведь все мы потомки своих предков.

Геннадий КОРНЕЕВ