САМЫЙ ВЕЛИКИЙ ХОШУТ СОВРЕМЕННОСТИ.

В этой статье мы расскажем вам о сказителе, хранителе калмыцких традиций и древних знаний – Боктан Шаня. Сразу оговорюсь, я, автор данной статьи не являюсь хошутом по происхождению и не имею родственных связей с хошутами поселков Сарпа и Хошеуты. Однако, не сомневаюсь, что ныне здравствующие выходцы из этих сел будут солидарны с заголовком статьи. Хошуты – один из небольших по численности субэтносов калмыцкого народа наряду с зюнгарами, в отличии от крупных субэтнических групп (торгуты, дербеты, бузавы), хошуты и зюнгары представлены небольшими общинами.

Выходец из небольшого субэтноса хошутов Шаня Боктаев умер почти десять лет назад, но он оставил после себя две книги, в которых собраны уникальные материалы. Это книги «Алтн чееҗтә келмрч» и «Генеалогическое древо ики-цохуровских хошутов». В первой книге репертуар калмыцкого сказителя составляют сказки, легенды, предания, благопожелания, пословицы, поговорки, загадки, запреты и приметы, образцы детского фольклора, которые он слышал с детства из уст известных туульчи и келмерчи своего времени.

Оказывается, когда отец Ш. Боктаева работал объездчиком колхозного поля, к нему обращались люди из ближайших хотонов в помощи поиска скота . И если они находили своих животных, то обязательным «выкупом» являлось рассказывание старинных преданий, сказок и легенд. Иногда эти люди оставались ночевать у объездчика и тогда они рассказывали что-нибудь из старины. Так, длинными ночами отец сказителя, посадив возле себя пятилетнего сына, с интересом слушал очередного рассказчика. А в следующий вечер отец слушал то же самое, но из уст своего сына Шани. Он приметил в нем особые способности: память, умение соблюдать последовательность рассказа, сказки или легенды.

Как раз таки, этими навыками и должен был обладать калмыцкий сказитель. В книге «Алтн чееҗтә келмрч» собраны интересные и полные сюжетом одни из лучших калмыцких сказок. Более того, среди рассказанных сказок есть те, которые обладают единичными сюжетами. Это волшебная сказка «Ном Төксг хаана туск тууљ», а также богатырская сказка «Хальмгин хан хасгин хан хойрин туск тууль». Эту сказку сказитель услышал в пятилетнем возрасте и рассказал ее спустя шестьдесят три года калмыцким ученым.

В калмыцком фольклоре существует много вариантов преданий о Мазан Баторе — народном герое. В ноябре 2001 г. Ш. Боктаев рассказал цикл преданий о Мазан Баторе. Каждое предание имеет свое название: «О женитьбе Мазана»; «О том, как Мазан победил Тоол-Малу»; «О том, как Мазан узнал сына»; «О том, как Мазан стрелял в сына»; «О том, как Мазан победил врага»; «О том, как Заячи напугал Мазана».Но все рассказы о выдающемся герое калмыцкой старины сказитель объединяет в цикл и именует как «Предания о Мазан Баторе» («Мазн Баатрин туск сонсхвр»).

Книга «Алтн чееҗтә келмрч» — одна из самых лучших книг для изучения калмыцкого языка и культуры через призму устного народного творчества. Особенно эта книга будет интересна любителям ойратской старины. Вы можете ее скачать на сайте ЦРКЯ. Другая, не менее важная работа в которой принял коллектив ученых КИГИ РАН – это запись генеалогии всех ики-цохуровских хошутов, которую наизусть знал калмыцкий сказитель.

Сейчас сложно представить, чтобы кто-то из наших современников наизусть знал родословные линии своего рода, но открыв эту книгу (она также есть в электронном формате на нашем сайте, раздел «Этнография») вы будете удивлены, насколько хорошо Шаня Боктаев запомнил родословные каждой семьи своих соплеменников. В этой книге, помимо основных родословных, написана краткая история хошутов, записан старинный магтал хошутского аймака, а также ряд легенд и преданий о представителях хошутских родов былой эпохи.

Одним словом, масштаб личности и глубину знаний Шани Боктаева можно оценить только открыв сокровищницу двух этих книг. Как правило люди былой старины, были не только отличными рассказчиками, но и людьми чести и совести, таких людей невозможно было купить хоть за 1 000 000 или 100 рублей, так как багаж знаний о предках они несли достойно как в тяжелые годы, так и в мирное небо.

Арван КАРМАНОВ