СУБПРОДУКТЫ В ОБРЯДОВОЙ КУЛЬТУРЕ КАЛМЫКОВ — 5.

Баран, мясо, его кости, шкура, шерсть, рога в традиционной культуре монгольских народов представляются как обладающие магической плодоносящей и очищающей силой. Использование барана в ключевых моментах обрядов жизненного цикла указывает на его особую значимость как «солнечного животного». В свадебной обрядности тюрков и монголов баран выступает в качестве сакрального объекта. Нерасчлененная туша барана преподносилась как «герин кишг» («счастье дома»), а также при обряде «көшг тәәлх» («открывание занавеса»).

Наделение барана «человеческой природой» связано с представлением о нем как о животном с горячим дыханием халун киитә – своим, родным, единородным, чем вероятно, и объясняется широкая востребованность этого животного в ритуальной жизни. В цветовом обозначении у монгольских народов мясо барана относится к «красной пище», с кровью, с сосудами.

У калмыков при захоронении последа клали на него красную нить — «чтобы еще рождались дети», красной нитью или лоскутом ткани отмечают жертвенное животное сетр мал, например, овцу, живой привозимую женихом на сторону невесты для совершения обрядов жертвоприношения огню после увоза девушки из родительского дома; красный цвет символизирует огонь, божество огня, очаг, поэтому красную нить опускают в огонь при поднесении жертвоприношения огню һал тәәлһн.

Интересен в контексте цветообозначения факт, зафиксированный нами: женщина, свекра которой звали Зара, каждый раз при встрече с ежом вынуждена была класть на него красную нить, соблюдая обычай хадмлһн. Важным является то, что подношение красной нити свекру, главе семьи, сородичу, осуществлялось через ежа и красной нитью.

Печень элкн как кроветворный орган весьма значима в традиционной культуре монгольских народов. Она символизирует родство. У калмыков термином «элгн-садн» обозначаются близкие родственники. Термином элкн в калмыцком языке обозначается печень, поэтому «элгн-садн» – «родство по печени».

Также необходимо отметить, что в калмыцкой традиции родство «по крови» означает связь с родственниками матери, а родство «по кости» – с родственниками отца. Западномонгольские мингаты и дэрбэты (дербеты) термином «элгэн» (печень) обозначают «материнский род». «Термин «элгэн» (овог элгэн, ураг элгэн) указывает на родство «по крови», то есть матери, в то время как родство по отцовской линии – это родство «по кости». Отцовский род обозначается термином «ясн» (кость) – овог ясан».

В калмыцком языке фразеологические обороты, в которых упоминается печень, обозначают проявление родственных чувств, эмоций: «элкн татчана» (букв. тянет печень) –  чувствовать кровное родство, «элкән теврәд суух» (букв. сидеть, обняв себя) – остаться без родных и близких, «элкн урсх» (букв. печень растворяется) – глубоко сострадать, переживать, о человеке с мягким характером говорят «җөөлн элктә күн» (букв. человек с мягкой печенью).

По материалам Шараевой Т.И.