ТАЙНА ЧЕРНОЙ ВЕРЫ ОТ ДОРЖИ БАНЗАРОВА.

Древнее верование монголов – шаманизм (калм. хар шаҗн) очень долгие годы было загадкой для европейцев. Только спустя несколько столетий активных контактов России с тюрко-монгольскими народами, которые исповедовали шаманизм, научному миру нашей страны удалось открыть завесу тайны древнего шаманского культа. Первооткрывателем природы черной веры явился как раз таки уроженец Бурятии – Доржи Банзаров. Российский монголовед бурятского происхождения происходил из бурят-казаков. Отец — отставной пятидесятник Ашибагатского казачьего полка Банзар Борхонов.

В 1833 году окончив Атамано-Николаевское училище, до сентября 1835 года учился в Троицкосавской русско-монгольской войсковой школе, по окончании которой был отправлен на учёбу в Казанскую мужскую гимназию. В июне 1842 года окончил Казанскую гимназию с золотой медалью и правом поступить в университет. В сентябре 1842 года поступил в Казанский университет на философский факультет, имевший восточный разряд. 5 июня 1846 года окончил Казанский университет, где изучил восточные языки: монгольский, калмыцкий, маньчжурский, санскрит, турецкий. Также Банзаров свободно читал на немецком, английском, французском и латинском языках. Был учеником Осипа Михайловича Ковалевского — одного из основателей научного монголоведения. Защитил диссертацию на степень кандидата татаро-монгольской словесности. В 1846 году в «Ученых записках Казанского университета» опубликовал труд «Чёрная вера, или Шаманство у монголов».

Издание этой книги на русском языке можно назвать важным шагом в изучении «черной» веры, так как автором ее стал человек, знавший о шаманизме не из книг и научных экспедиций, а уроженец Бурятии, где шаманская практика жила с незапамятных времен. Поэтому открытие этой книги для русского читателя можно назвать ключевым звеном в исследовании шаманизма.

В заключении Д. Банзаров сделал вывод: «Так называемая шаманская религия, по крайней мере у монголов, не могла произойти от буддизма или какой-либо веры». По его мнению, «черная вера монголов произошла из того же источника, из которого образовались многие древние религиозные системы; внешний мир — природа, внутренний мир — дух человека и явления того и другого — вот что было источником черной веры». Согласно описанию Банзарова, черная вера заключается в почитании неба, земли, огня, второстепенных богов – «тенгри» (калм. теңгр), и «онгонов» (калм. оңһн), душ умерших людей. Роль шамана, по Банзарову, заключается в том, что он «является жрецом, врачом и волхвом или гадателем»

Найти и прочитать эту книгу вы можете на сайте Центра по развитию калмыцкого языка в разделе «Этнография»: https://baylig.ru/?accordions=1190