ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: БЕЛЫЙ БОДХИСАТТВА-3.

Внешность Джангара описывается так: «Делгргсн арвн тавни сар мет мандлдг» — Светится подобно полной луне. Одно из самых популярных восхвалений Авалокитешвары звучит так: «Гем эс хальдсн сарин өӊг цаһан» — Белый луноподобный лик, не имеющий изъянов. Замечаете это необыкновенное сходство в описании? Это еще не все! Дальше так:

«Сарвлзгч дөрвн мөч,

Сарул сәәхн цееҗ,

Эрк бор зүркн,

Элдв улан һолынь

Эрк биш Ноһан Дәркин гегән

Элкәрн теврн сәкгсн».

В переводе это будет звучать так: «Быстрые руки и ноги его, /Широкую светлую (здесь «светлая» — свет луны, сар+ул) грудь, /Могучее серое сердце, /прекрасную основу жизни (һол — имеется ввиду һол судцн — аорта) /Непременно Зелёная Тара /Своей печенью обняв оберегает». Это описание связывает Джангара с Зеленой Тарой, и этому есть невероятное объяснение! Наши предки знали, как оставить нам самые лучшие указания!

Во-первых, Тара, согласно буддийским легендам, родилась из слезы Авалокитешвары. Во-вторых, Тара живет в чистой земле Авалокитешвары, называемой Потала. В-третьих, выражение «…обняв печенью» указывает на высшую тантру, где божества предстают в соитии, соединении двух начал, — мужское божество в данной интерпретации выражает сострадание и метод, женское божество выражает пространственную природу и мудрость «Яб-юм» (тиб. «отец-мать»).

Это ещё одно указание на то, что Джангар — воплощение Авалокитешвары. Вместе с тем, ханша Аһ Шавдл, жена Джангара, не является воплощением Зелёной Тары. Ведь хан Джангар — земное воплощение бодхисаттвы, которого в земной жизни сопровождает земная женщина. А там, в чистых сферах, удаленных от мирских страстей, сущность Джангара — Авалокитешвара связан с божеством Тарой.

Очир ТЕРБАТАЕВ