ТАЙНЫ ЭПОСА ДЖАНГАР: БИРМН. ЧАСТЬ — 1.

В эпосе «Джангар» часто встречаются персонажи буддийской мифологии: якши, ракшасы, шулмусы. Также часто встречаются слова «бирмн». Особенно в именах вражеских ханов. Что же означает эти слово?

Многие переводят слово в изданиях «Джангара» как «бес, черт, колдун». Но это неверно. Слово «бирмн» означает «брахман» или «брамин», высшая каста в Индии. Социальная структура индийского общества была образована четырьмя сословиями, (варнами), — брахманов (жрецов и ученых), кшатриев (воинов), вайшьев (земледельцев и торговцев) и шудр (ремесленников и наемных работников). Принадлежность к кастам определялась исключительно по рождению. Как представители высшей касты Индии попали в калмыцкий эпос? 

Этому есть простое объяснение и связано оно, конечно же, с буддизмом. Брахманы в Индии всегда занимали главенствующее положение. Но из касты кшатриев, воинов и царей, возникло течение аскетов-шраманов, искавших Абсолютную Истину. Из шраманизма в VI веке до н. э. вышли три новых религиозных течения: буддизм, джайнизм и адживика. При этом основатели буддизма Сиддхартха Гаутама и джайнизма Вардхамана Махавирабыли выходцами из варны кшатриев, а лидер адживики МаккхалиГосала и вовсе происходил из низкого сословия. Таким образом был подорван авторитет брахманов, приведший к многочисленным религиозны диспутам и спорам.

Будда критиковал брахманов за кастовость. Но среди его учеников было много людей, относящихся к высшей касте брахманов. Одним из них был Шарипутра. В одной из притч он пришёл поспорить с Буддой. К тому времени Шарипутра победил многих шраманов и имел огромное количество учеников.

Будда спросил его: — Вас интересует Истина или ваша победа? Вы познали Истину, или вы пока ещё просто учёный?
Шарипутра ответил: — Я не могу утверждать, что познал Истину.
Тогда Будда сказал: — Я готов спорить, но возможен ли спор? Я вижу Свет, вы — нет. Я не смогу объяснить вам, что такое Свет. Так что, если вы заинтересованы в Истине, а не в победе, оставайтесь здесь.
Шарипутра обратился к своим ученикам: — Больше я вам не учитель, я остаюсь у ног этого человека как ученик, если хотите, оставайтесь и вы.
Вот таким образом происходили диспуты Будды с брахманами. 

Продолжение следует…