ТАЙНЫ ЭПОСА ДЖАНГАР: БИРМН. ЧАСТЬ — 2.

Торчинов Е.А. пишет «буддийский философский дискурс во многом имеет полемический характер, поскольку буддисты, отстаивая превосходство своего учения, активно полемизировали с представителями других течений и школ, прежде всего с представителями ортодоксальной брахманистской философии.

Именно постоянная дискуссия буддистов и брахманов во многом обусловливает развитие философского дискурса у обоих субъектов этой дискуссии, стимулируя и буддийскую, и брахманистскую мысль; исчезновение буддизма из Индии подрывает и креативность брахманской мысли, которая становится все более консервативной, застойной и склонной к теологическим, нежели к собственно философским спекуляциям. Задачи разработки стратегии ведения полемики обусловили интерес части буддийских мыслителей к проблемам эристики (искусству красноречия и аргументации), а затем — и логики».

Теперь обратимся к эпосу. В «Джангаре» многие вражеские ханы имеют имена со словом «бирмн». Например, «Шар Бирмс хан», «Тәк Бирмс хан». Также есть оскорбительная фраза в отношении врагов, например «Хорта бирмн» (ядовитиый брахман). Как брахман может быть ханом, царем? Ведь брахманы из касты жрецов, хоть и высшей, но они не могут быть царями, ведь царями могут быть только кшатрии? В эпосе все действия не реальные, а враги внутренние. Поэтому ханы, имеющие такие имена, имеющие свои царства, олицетворяют неверные воззрения, деление на касты в Индии. Таким образом, эпос нас отсылает к религиозным диспутам между буддистами и брахманами. Также он нас учит, что нельзя делить людей по социальным статусам. Герои эпоса сражаются и побеждают в борьбе с неверными воззрениями.

Очир Тербатаев

Следите за нашими статьями на официальном сайте: https://baylig.ru/?cat=15