ТАЙНЫ ЭПОСА «ДЖАНГАР»: БОГАТЫРИ И ШАМАНЫ

В прежних публикациях мы уже упоминали о том, что главными антагонистами (врагами) наших эпических героев выступают не люди, а демоны-мусы, шулмусы и шулмуски, а также брахманы и шраманы, представители небуддийской традиции. Сегодня мы расскажем вам о малоизученных персонажах эпоса – шаманах.

Для тех людей, кто читал эпос на родном языке, нет секрета в том, что Хан Джангар и его богатыри-сподвижники — буддисты. Так, о самом Джангаре в тексте говорится так «Бурхни шаҗиг нарн мет делгрүлв» (Распространил веру Будды подобно солнцу). И это почти в каждой песне. Где же тогда представители шаманизма? Как вы уже догадались, они с противоположной стороны, они враги Бумбы!

Зная, что этот материал вызовет возмущения со стороны любителей шаманизма и тенгриянства, я буду доказывать это, опираясь на версию эпоса великого Ээлән Овла. Одно из первых упоминаний, более явных, нежели другие, мы находим в главах «О женитьбе Улан Хонгора» и «О том, как красавец Вселенной Мингъян угнал табун Тюркского хана» (в переводе С. Липкина — Турецкий хан).

В обоих этих главах появляется персонаж «Теңгрин көвүн Төгә Бүс» (Тегя Бюс, сын неба, или, сын небожителя). И в обоих главах, этот враг повержен богатырем Джангара, в первом случае, Улан Хонгором (Улан Хонгор — олицетворение Махакалы), во втором — Мингъяном (олицетворение вечно юного Манджушри). Эти эпизоды явно показывают нам борьбу буддизма с неверными воззрениями.

Следуещее появление представителей шаманизма — целое ханство во главе с Заарин Зан-тайшой:

«И владыка Джангар сказал:

“Сын Булингира, славный Санал!

Я посланцем тебя снаряжу,

К Зан-тайше поскакать попрошу,

Повидать Зарин Зана-тайшу.

Мира он хочет — миру внимай,

Хочет войны — войну принимай”!».

Какое отношение имеет Заарин Зан-тайша к шаманам? Самое прямое! «Заарин» — это шаман высшего девятого посвящения. Б. Базаров пишет: «Родовые шаманы — люди с высокими степенями посвящения — как правило «Заарин». Заарин — это звание. Заарины были руководителями рода или племени и занимали общественные должности старост, во время войн занимали командные посты».

Герои Джангара берут вверх над ханом Заарин Зан-тайшой и его богатырями:

«Жалкую душу спасти спеша,

В гуще бойцов бежал Зан-тайша.

Джангар, ужас внушая врагам,

Полетел, и владыку настиг,

И пронзил его пикою вмиг,

И, дрожащего, бросил к ногам

Желтошапочных богатырей.

Находящийся невдалеке

Савар правой ладонью своей

Ударил тайшу по щеке,

И пунцовое Бумбы клеймо

На щеке появилось само

В знак, что отныне стал Зан-тайша

Подданным славного Джангра Богдо.

Верности клятву дал Зан-тайша:

Некогда враг заклятый Богдо,

Он поклонился трикратно Богдо».

Если в первом случае герой участвует в поединке с Тегя Бюсом, сыном неба, то здесь мы видим противостояние держав, в котором, Джангар и его богатыри побеждают и обращают врагов в свою веру — буддизм.

Третий случай появления представителей шаманизма-тенгрианства не так легко отыскать в тексте без глубокого знания понятий шаманизма-тенгриянства. Он был найден мной совершенно случайно, это «Әәх Догшн Маңна хан». Меня всегда интересовало, почему такой грозный хан имеет эпитет «әәх» — бояться, а не «әәлһх» — устрашать.

Оказывается, это шаманский титул! В труде И. А. Манжигеева «Бурятские шаманистские и дошаманистские термины» есть слово «айха», что на калмыцком как раз и будет звучать как «әәх». Первое значение этого слова, также, как и в калмыцком языке, — это «бояться». Второе, уже забытое у нас значение — шаманская роща, место, где хоронили шаманов.

Туда нельзя было входить женщинам и спиливать деревья. Таким образом, мы узнаем, что слово «әәх» в эпитете «Әәх Догшн Маңна хан» указывает на то, что этот враг Бумбы — шаман! Это всего лишь три примера, где встречаются представители шаманизма-тенгрианства в эпосе «Джангар». На самом деле их больше, и все они — враги героев эпоса. Герои Джангара неизменно их побеждают, подобно тому, как свет Учения Будды уничтожает тьму неведения и прекращает жуткие кровавые шаманские ритуалы, часто связанные с человеческими жертвоприношениями…

В заключении хочется сказать, что мы люди XXI века, живущие в цивилизованном обществе, а потому не должны уходить в духовный регресс. Наши мудрые предки сделали свой выбор в пользу отказа от шаманских верований, благодаря чему мы с вами не были поднесены в жертву духам, а дожили до сегодняшнего дня и имеем возможность читать свой великий эпос и понимать, как важно было для наших пращуров создать для нас твердую основу для развития!

Очир ТЕРБАТАЕВ