ТАЙНЫ ЭПОСА ДЖАНГАР: ПЕРСОНАЖ «ШУЛМУС». ЧАСТЬ 2.

Теперь узнаем, кто такой демон Мара. В буддизме Мара в первую очередь известен тем, что он вредил Сиддхартхе. Он всю жизнь преследовал Сиддхартху на духовном пути. В тот момент, когда Великий Учитель сел под деревом Бодхи, Мара направил все свои силы, дабы помешать Гаутаме достичь просветления и стать Буддой Шакьямуни. Также Мара – персонаж некоторых калмыцких легенд, где народ высмеивает его глупость. В одной из легенд Шулмус (он же Мара) смастерил товшур (музыкальный инструмент). Но его товшур оказался неблагозвучным. Тогда Шулмус отправился к Будде, чтобы узнать причину неблагозвучия инструмента. Будда, рассмотрев инструмент, указал на причину. И поэтому с тех пор людям, играющим на товшуре, Шулмус не может причинить вреда. (Осорин Утнасун, «Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков».). Но это не означает, что Мара – реальный демон. Он лишь символ, воплощение неосознанности, воплощение эгоистического ума. Ум по своей природе суетлив, беспорядочен, эгоистичен, привязан к страстям. Такой ум и есть самый настоящий Шулмус.

В героических сказаниях монгольских народов Шулмус часто выступает в образе ведьмы, обернувшейся прекрасной небесной девой, пытающейся отравить путника с целью высосать кровь жертвы железным клювом. Этот мотив популярен в эпосе «Джангар». Представляю вашему вниманию пример, о котором можно рассказать подробней…

Продолжение следует

Очир ТЕРБАТАЕВ