ТАЙНЫ ЭПОСА ДЖАНГАР: ПЕРСОНАЖ «ШУЛМУС». ЧАСТЬ 3.

В Малодербетовской версии Ики-Бухусовского аймака (Ээлән Овлан дуһрг) есть глава о подвигах Строгого Санала (Буурл һалзн күлгтә Догшн Хар Санлын бөлг). По сюжету этой главы Джангар, узнав о том, что хан Зарин Зан-тайша планирует нападение на страну Северную Бумбу, решает нанести упреждающий удар. Поэтому он отправляет богатыря Строгого Санала:
«Поезжай к Зарин Зан-тайше.
Мира захочет – не хлопай дверьми.
Крепкую клятву с владыки возьми,
Что верноподданным будет он мне,
Будет выплачивать он нашей стране
Подати год и тысячу лет,
А татылгу – девяносто лет.
Если ж войною будет ответ —
Вспомни, Санал о хане своем,
Черно-пестрое знамя сорви,
На куски его разорви
И привези в кармане своем.
И пригони мне лихих скакунов:
Восемьдесят тысяч коней
Выведи из его табунов».

Угнать табун лошадей требуется для того, чтобы ослабить врага, лишить его конницы. Строгий Санал отправился в путь. Проскакав ровно три месяца герой встречает прекрасную девушку:
«Три луны проскакал Санал,
Юную девушку встретил он,
И, пораженный, заметил он:
Ясному солнцу подобна она,
Месяцу ярким сияньем равна.
…И пиалу преподносит она: «Милый брат, не спешите, молю…
Араку оцените мою».

Как указывалось выше, Шулмус в образе ведьмы принимает вид прекрасной девушки, преподносит араку, с целью отравить путника. Строгий Санал понимает, что что-то здесь не так:
«Как она появилась вдруг
В этой нетронутой, дикой стране,
Где не видно жизни вокруг?/ Это дело не нравится мне!
Притворяется ловко она,
Нет сомненья: бесовка она!».

Строгий Санал отказывается от угощения, на что девушка злится и принимает истинный облик. Семьдесят дней она преследует Санала. Тогда герой достает священный меч Алого Хонгора. Здесь следует обратить внимание на эпитет «священный меч». В оригинальном тексте меч называется «билгин шар үлд» — желтый меч мудрости. Желтый цвет указывает на Учение Будды. Мудрость необходима для достижения просветления.

Мантра «Ом мани падме хум» переводится на русский язык так: «С помощью метода и мудрости я преобразую свои тело, речь и ум в тело, речь и ум Будды». Этим желтым мечом мудрости Строгий Санал уничтожает демона:
«И Санал обнажил стальной
Семидесятисаженный меч,
Алого Хонгора священный меч.
Обернувшись к бесовке лицом
И взмахнув необъятным мечом,
Отрубил он железный клюв,
А потом, коня повернув,
Налетел на красавицу вдруг,
Разрубил ее на куски,
Разбросал останки вокруг —
Их потом унесли пески».
Как следует воспринимать этот мотив? Конечно, многие могут просто подумать, что это просто сказка, как и весь эпос. Но эпос – это далеко не сказка.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …

Очир Тербатаев