ТАЙНЫ ЭПОСА ДЖАНГАР: ПЕРСОНАЖ «ШУЛМУС»
В эпосе, также как и в других жанрах фольклора (калм. амн үгин зөөр), часто фигурируют нечистые силы: демоны-мусы с множеством голов, злобные мангасы и шулмусы-искусители. Помимо этих персонажей в буддийской космологии существует множество разных существ и демонов. Как вы уже могли догадаться по заголовку, тема статьи – шулмусы.
В фольклоре шулмусы – низшие мифические существа, приносящие вред людям. Есть много разных историй(тууҗ), реальных, по убеждениям самих рассказчиков, где шулмусы выступают как путевые вредители. Многие думают, что шулмусы пришли к нам из добуддийских времен. Но это не так.
Само слово «шулмус» — эпитет демона Мары. Как писал ученый-востоковед А. Позднеев, на санскрите «шиманаша» означает «уничтожитель спокойствия». В буддийских сутрах, написанных на ойратском языке «шиманаша» пишется в транслитерации «šimnuši», которое в свою очередь в живой речи перешло в «шулмс». В калмыцком языке есть суффикс множественного числа «с» (например, залус). Поэтому наши предки восприняли это слово во множественном числе, а слово «шулм» стало обозначать Мару в единственном. В переводе с санскрита слово «Мара» имеет несколько значений: разрушение, убийство, смерть, препятствие, «несущий погибель»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Очир ТЕРБАТАЕВ