ЧТО ЗНАЧИТ «БЕЛАЯ ДОРОГА»?

Обычно, перед поездкой, важными событиями или ответственным делом наши старики желают человеку «цаһан хаалһ» — белую дорогу. Что сегодня мы понимаем под этим понятием? Белая — чистая? Белая — беспрепятственная? Белая — удачливая? В чем суть этого благопожелания?

С древнейших времен белый цвет у кочевых народов Центральной Азии считался священным, святым. Молочной, белой пищей наши предки благословляли каждое дело, окропляя самое святое, что у них было — родовые места, священный «угол» юрты, землю и небо.

В священный, белый месяц «Цаһан сар» кочевники праздновали приход нового года. Титулом «Цаһан номин хан» наши предки назвали посланника Далай-ламы, распространявшего буддизм в ойратских кочевьях. Священной историй (Цаһан түүк) монголы называли одну из важнейших исторических хроник XIII века.

Белой равниной (Цаһан Эндкг) монголы называли Индию, а однажды даже Корею (Белая Корея — название, упоминающееся в монгольской хронике Шара тууджи) в числе пяти «цветных» народов. В общем, белый цвет всегда был священным для наших предков. Но по какой священной дороге желали они идти?

Возьмем простое, казалось бы пожелание ко дню рождения: «Авсн насн өлзәтә, Цаһан хаалһта болтха!» (Пусть полученный возраст будет счастливым и белодорожным). Здесь, думается, речь идет даже не о жизненном пути, которому призвано быть удачливым или священным, это пожелание гораздо глубже по сути!

Желая белой дороги, наши старики просили не только беспрепятственного и удачливого жизненного пути, но и напоминали о том, что и поведение самого человека должно быть безукоризненно чистым и святым! Человек, которму это желали, должен был жить в соответствии с моральным кодексом ойратов.

Этот моральный кодекс носит название «Арвн цаһан буйн» — Десять святых / белых добродетелей. Как видится (это моя личная точка зрения, верна она или нет, решать вам самим, друзья), «Арвн цаһан буйн» является сущностью национального кодекса наших предков.

Что это за десять добродетелей? Не отнимать бездумно жизнь; Не брать того, что тебе не дали; Не прелюбодействовать; Не говорить неправды; Не клеветать; Не говорить грубых слов; Не пустословить; Не быть алчным; Не быть злонамеренным; Не придерживаться ложных взглядов.

От того, что наши предки так жили, мы были великим народом. Европейские путешественники, заезжавшие к калмыкам до революции, с удивлением отмечали, что даже вшей они не убивают, а просто вытряхивают (не отнимают бездумно жизни), юрты у них не закрываются (то есть никто не ворует чужие вещи).

Своим калмыки редко врут, но к приезжим относятся настороженно, и чужаков обмануть могут — писали они, и никогда не клевещут, всячески покрывают преступников. Матерные слова они называют кислыми и редко произносят… С радостью делятся новостями, но редко обсуждают других, не желают никому плохого и не стремятся причинить вред…

Ученые говорят, что «Ик цааз» — «Великое уложение» 1640 года, написанное ойратскими и монгольскими владыками, в основе своей имело именно этот древний кодекс «Десяти добродетелей». Защитить родину и убивать в честном бою — не преступление. Дезинформировать противника — не преступление и так далее…

Хойтский князь Солтан тайши однажды сказал: «…учиненную нашими предками присягу мы, ближние потомки нарушили, а наши потомки и совсем уже в пренебрежении остаят. За такое нарушение мы самостоятельными не останемся». Габан Шараб, автор хроники «Сказание об ойратах» замечает, что это предсказание сбылось.

Подытоживая, отмечу, что на мой взгляд, пожелание «цаһан хаалһ» включает в себя как чистый, беспрепятственный путь, так и чистое, безгрешное его прохождение тем, кому этого желают. Белой дороги вам в новом году, дорогие друзья! Благополучия и безукоризненного поведения!

Г. Корнеев.