БУЗАВ — ТЕҢ hОЛЫН ХАЛЬМГ (Бузавы)

В прошлом месяце мы написали цикл статей, в которых рассказали вам о четырех племенах, составлявших основу дербен-ойратского союза в средние века, т.е. хошеутах, торгоутах, зюнгарах, дербетах, а также о хойтах, входивших в состав ойратов еще до Чингис хана. Но многие спросят, а кто же такие тогда бузавы? На этот вопрос мы решили ответить в сегодняшней статье.

Несмотря на то, что бузавский этнос самый молодой в составе калмыков, его происхождение и этимология названия вызывают споры и даже среди учёных есть несколько версий.

В данной статье мы расскажем вам народную версию происхождения этнонима «бузав». Эту версию, по словам А. Б. Санджиева, рассказывал сам Басанг Бадьминович Городовиков, который в свою очередь слышал её ещё в детстве от стариков.

В те времена, когда в наших степях была еще монархическая форма правления кочевники-калмыки не могли просто так взять и своевольно покинуть свои кочевья и уйти куда угодно, все действия должны были одобрятся «руководством». Если какой-то нойон по той или иной причине принимал решение уйти на берега Дона, то он, первым делом, сообщал об этом и согласовывал с другими нойонами, а зайсанг, соответственно, сообщал о своих решениях нойону. Но, даже согласовав свои действия с другими представителями правящих династий и с соседними родами никто не уходил просто так, каждый должен был получить благословение в хуруле и получить бу (вообще словом «бу» называют специальную освященную «капсулу» из ткани, внутри которой находится молитветвенный текст, а «образок» будды называется «мирд», но в наше миряне обычно, не делая различий между ними, и то, и другое называют «бу», что является ошибкой).


По пришествии к берегам Дона, встретившись с ранее обосновавшимися здесь калмыками, вновь прибывший первоочередно слышал вопрос «Чамд бу зааву?» (Дали ли тебе бу), на что он отвечал «Бу заав» (Да, дали). Таким образом если выяснялось, что человек, прежде чем покинуть старые кочевья получил благословение ламы и получил бу, то значит, что пришел он с миром, по закону, а не бежал на Дон, дабы скрыться от наказания за какой-либо проступок. Таким образом, калмыки Дона, при встрече обмениваясь не приветствиями, а вопросом «Бу зааву», со временем так и стали называть себя БУЗАВ.

Перекочевывать на Дон (калм. Тең-hол) калмыкам приходилось по разным причинам. Кто-то оседал там после походов на запад, например в Крым. Кто-то уходил туда вследствие джута, т.е. падежа скота (хальмгар зуд). Как известно выжить в степи без скота, главного источника питания и доходов, не представлялось возможным. Поэтому, пережившие джут калмыки либо уходили на рыбные промыслы в Яндыко-Мочажный улус (ныне Лиманский р-н Астраханской обл.), либо просили помощи у соседних родов, некоторые уходили на запад, на земли казаков.

Иногда случалось так, что зайсанг, возглавлявший род и даже не думавший о переходе на берега Дона, умирал, не оставив после себя наследников. В таком случае род становился как бы «осиротевшим» и должен был перейти «под высокую руку зайсанга соседнего рода. В таком случае, они становились частью этого рода, но называли их «оруд», т.е. пришлые, обозначая тем самым, что они «чужаки» и являются инородным включением. Поэтому, многие рода в таких случаях, не желая становиться под власть чужого патриарха, если имелась такая возможность, переходили на западные кочевья, сами выбирали себе главу рода, по казачьим законам.

Стоит конечно же заметить, что, будучи несколько оторванными от остальных калмыков, бузавы очень хорошо сохранили язык, нравы и обычаи своего народа. Так, в Сибири бузавы ревностнее остальных соблюдали «Мацг өдр», а в бузавском диалекте сохранилось много слов и понятий, уже утратившихся у остальных племен. Например, «читать» по-бузавски «дуудх», «лошадь» — «морьн» (срав. старомонг. «мори»). Так же сохранилось среди калмыков-бузавов и такое понятие как «ясн» (род, кость, происхождение). Средии других ойрат-калмыков, даже проживающих в Монголии и Синьцзяне, этот термин хоть и сохранился, но все же используется не в такой форме как раньше, либо используется крайне редко.

Таким образом бузавы представляют собой отдельное сословие калмыков-казаков, по этническому же признаку их также можно разделить на торгоутов, дербетов и зюнгаров.

Санал МАНДЖИЕВ

(архив)