ДРЕВНИЙ ЗНАК РОДА – 1

У тюркских и монгольских народов словом «тамга» называют тавро, клеймо или печать. Этот термин вплоть до наших дней широко распространен в Центральной и Средней Азии, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Закавказье. По своей форме эти древние родовые знаки наших предков повторяют орудия и предметы быта, солярные символы и орнаменты, а в позднее время даже предметы религиозного культа. Тамги вырезали из камня и дерева, а позже ковали из железных прутьев. Ими таврили скот, изображали как подпись на письмах, использовали в качестве личных и родовых печатей, а также даже государственных символов.

Тамгообразные знаки и тамги стали широко распространяться среди центральноазиатских племен в незапамятные времена, еще в эпоху бронзы. Молчаливые свидетельства об этом сохранились на наскальных рисунках, оленных камнях, надгробиях или рунических надписях. Наверное, в то время наши древние предки использовали свои родовые знаки и для таврения скота, но кожа — материал не настолько долговечный, как камень, а потому свидетельств того пока не обнаружено. Тамгами, высеченными на камнях, также отмечали места кочевий определенных родов, а потому эти знаки можно считать прообразами указателей различных территорий.

У тюрко-монгольских народов Центральной Азии тамга могла выступать в качестве еще одного важного сакрального символа. В виде элемента орнамента ее вышивали на одежде, веря в то, что родовое изображение защитит от влияния злых духов и устранит препятствия. Посол Петра I, капитан Иван Унковский, побывавший в 1723 году на праздновании Цаган Сар у джунгарского хана Галдан Церена, писал, что знатные ойраты украшают свою одежду родовыми эмблемами. Что это могло еще быть, если не тамга? Думается, их вышивали на праздничной одежде, чтобы отпугнуть злых духов. К сожалению, других упоминаний о подобном использовании тамги у ойратов пока не обнаружено. В России понятие «тамга» появилось задолго до прихода калмыков. После нашествия Чингис-хана и владения русских князей в зависимость от Золотой Орды «тамгой» называли особую грамоту с печатью хана, а также денежный налог, который монголы, пользуясь такой грамотой, взимали с торговли, разных ремесел и промыслов на подвластных им территориях. Места, в которые свозились деньги и другие материальные ценности перед отправкой в ставку Великого хана, монголы назвали «тамһин hазр», а по-русски — таможня. С тех давних пор это слово настолько глубоко вошло в русский язык, что не воспринимается нами как иноязычное.