ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН (Часть 2)

«Бу» был оберегом доступным и легким в изготовлении, а потому популярным. Другой амулет — «мирдэ», напротив, считался амулетом, обладающим мистическими качествами, а потому необычайно редким. До революции у калмыков ходили легенды о том, что во всем монгольском мире существует четыре особых «мирдэ», именуемых «күүкн цаһан мирд» — «девственно-белый амулет». Два из них были привезены калмыками на Волгу еще во время перекочевки из Джунгарии и с тех пор переходили из рук в руки среди калмыцкой знати.

За «мирдэ» порой отдавали сотни баранов и коров, ведь считалось, что он оберегает от пуль и всех видов преждевременной смерти. Таким «мирдэ», рассказывали калмыки, владели харахусовский зайсанг и нойон Тундутов. Рассказывали также, что во время гражданской войны Тундутов проверял свой «мирдэ». Он надел его на шею овце и стрелял в нее из винтовки. Ни одна пуля не попала в животное, заканчивали свой рассказ старики.

Настоящий амулет «мирдэ» очень редкий и необыкновенно сильный. Чтобы определить его подлинность, нужно уметь разбираться в особых знаках, которые знатоки открывают далеко не всем.

И в завершение расскажем о двух семейных оберегах, тоже практически забытых современными калмыками. Первый — это «кишгин күрд» — диаграмма благосостояния. Ее изготавливали буддийские монахи при хурулах. «Кишгин күрд» представлял собою рисунок объятого пламенем круга, который был разделен на секторы. Каждый его сектор соотносился с определенным видом благосостояния и имел соответствующие надписи и магические мантры, увеличивающие богатство семьи. К ним прилагался небольшой твердый комок, содержащий секретные ингредиенты. Их обычно сразу после изготовления вшивали в войлок и больше никому не показывали. «Кишгин күрд» способствовал увеличению богатства у его хранителя.

Второй семейный оберег калмыков называется «Дорҗ җодва». Он представляет собой традиционный буддийский текст, написанный тибетской или ойратской письменностью драгоценными или обычными чернилами. Калмыки верят, что хранение и почитание этого текста защищает семью от несчастий и посягательств злых духов. Как правило, во времена больших буддийских праздников, «дүүцң», наши предки приглашали гелюнгов, которые окуривали текст можжевельником, а затем прочитывали его для собравшихся. Это у простых людей называлось «ном сергәх» (перетряхивать книгу) или «номд сальк орулх» — «проветривать книгу».

Магической силой или силой веры самих людей эти обереги спасали от смерти наших предков, благодаря которым мы живем сегодня на земле. К сожалению, не все мистические предметы, которыми пользовались наши дедушки и бабушки, известьны нам сейчас. Поинтересуйтесь у близких: были ли в вашем роду свои особые талисманы? Вполне возможно, вы откроете для себя неизвестные факты из жизни ваших предков.

Геннадий КОРНЕЕВ