ИСКУССТВО ВОЙНЫ, И ЗАКОНЫ ДОСТОИНСТВА МУЖЧИНЫ У КАЛМЫКОВ

«Скажи мне три свои обиды».

Еще в стародавние времена, когда ойраты(калмыки) вели кочевой образ жизни, царили в жизни наших предков суровые законы Великой Степи. В эту эпоху ойраты вели очень частые войны, было много беззаветных героев, отважных воинов-батыров, умных и сильных правителей. Эти условия жизни сформировали своеобразную богатую культуру и, безусловно, воинские традиции наших предков, законы чести, эстетические и этическое поведение мужчин в обществе.
Факты степного коварства хорошо известны из учебников истории, но примеры степного благородства, безусловно, являются достоянием лишь немногих. Мы расскажем вам о РЫЦАРСТВЕ Великой Степи.
В кочевом обществе всегда больше героев чем вы оседлом. Основная суть жизни кочевников заключалась в ведении успешного хозяйства, грамотном и рациональном управлении людьми и имуществом, одним словом, выражаясь современным языком – менеджмент, но при этом жизнь по постоянному закону военного времени.

Как известно ойраты вели на протяжении всего существования своих государств постоянные войны. И как в любой войне, случались поединки, или «дуэли» между воинами. Бросая вызов своему врагу или сопернику, каждый участник понимал: «либо ты убъешь его, либо он убьет тебя». Зная это, каждый участник поединка бился до последнего, демонстрируя лучшие качества воина Великой Степи — смелость, упорство и ум.

Когда поединок заканчивался, и сраженный, безоружный и деморализованный противник оказывался повержен, победитель обязан был спросить: «һурвн һундлан кел»! (Скажи свои три обиды!!!). Никто не мнил себя воином без того, чтобы спросить так. Это очень важный и интересный момент. Какой высоты духа и благородства должен был достичь каждый сражающийся, чтобы так великодушно спросить того, кто несколько минут назад желал его смерти – «Выскажи три свои обиды…?».

Если поверженный называл свои обиды (это могли быть как жизненные, так и другие обстоятельства), то победитель сохранял ему жизнь. Однако побежденный уже жил с позором. Если же ответ побежденного был «Һундл угав» (Нет обиды), то победитель достойно лишал жизни поверженного, как было принято, победитель в этом случае уважал честь падшего в поединке мужчину.

Интересно, что подобное обращение с врагом до сих пор сохранилось в калмыцком фольклоре. Эти слова — «һурвн һундлан кел» — говорят и богатыри эпоса «Джангар» и многочисленные герои калмыцких сказок, и легенд. Интересны ритмы истории. В «просвещенной» Европе чудеса такого великодушия являли рыцари, а в Азии, которая до сих пор многими не понята — высокий дух милостивого обращения с поверженным существовал исключительно у каждого человека, ведь все были воинами.

Только жаль, что рыцарство воспето во множестве баллад и сказаний, а доблесть воинов Азии малоизвестна не специалистам.
Мы искренне желаем, чтобы в среде кочевников рождались Вальтеры Скотты и Роберты Стивенсоны, которые преподнесли бы в мировую культуру благородное, открытое и великое Наследие Кочевников …
Подобный исторический факт в истории нашего народа остается малоизвестным, в свою очередь современным калмыкам передана эстафета от предков, которую нужно передать следующим поколениям. Будет передана эта эстафета или нет? Все зависит от каждого человека.

А нашу статью мы завершим старинной калмыцкой фразой: Тууҗ баһчудт медәтнрин ою өгнә. (История дает молодым разум стариков).

Арван КАРМАНОВ, Геннадий КОРНЕЕВ