КАК ЛЕЧИЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ — 2

В тибетской, и соответственно, калмыцкой медицине говорится, что основные болезни происходят от дисбаланса трех основных элементов тела: слизь (бадһн), желчь (шар) и ветер (ки). В связи с этим болезни делят на четыре типа: первый представляет собой 101 незначительную болезнь, они могут пройти без лечения. Второй — 101 болезнь, связанная с вредоносными действиями злых духов, они излечиваются обрядами и ритуалами. Третий тип из 101 болезни вызван серьезными нарушениями жизнедеятельных основ человека, они нуждаются в специальном лечении, режиме и процедурах. Четвертый тип 101 болезни относится к кармическим болезням, которые сложно поддаются лечению. Если каждый из этих типов болезней помножить на четыре степени тяжести, то получается 1616 их разных видов. Надо сказать, что грамотные калмыцкие врачи достигали значительных результатов в своем лечении.

Однако существовали болезни, излечить которые было очень сложно. В основном, это были заразные болезни, передающиеся от человека к человеку. Считалось, что их разносят различные злобные духи — буг, чөдкр, шулмс. У некоторых из таких злобных духов были собственные имена. Так, дух, который вызывал оспу, звался «цецг» (наверное, потому что следы от оспенных язв напоминали цветы). Я.П. Дуброва в книге «Быт калмыков Ставропольской губернии» писал, что если калмыку на ухо крикнуть «цецг», то он может умереть от страха, так как имя этого демона произносить нельзя. Вообще, в страхе перед разными хворями калмыки наложили запрет на само слово «болезнь». Во всех монгольских языках ее называют словом «өвчн», и только в калмыцком «гем» — порок, изъян, недостаток. О том, что слово «өвчн» было в нашем языке, может свидетельствовать глагол «өвдх» — болеть.

Самыми тяжелыми болезнями у калмыков считались оспа (цецг) и чума (маальг). В 1769 году через калмыцкие степи проезжал русский ученый Иван Иванович Лепехин. В своей книге «Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году», написанной по результатам экспедиции по России, он оставил одно из первых описаний мер, которые принимают калмыки, если кто-то заболел оспой: «За самоважнейшую болезнь у них почитается оспа. В сей болезни уже больному не должно ожидать помощи ни от врачей ни от ближних своих: но его отвозят в отдаленную степь, и закутав в кибитке кладут все, что больному по их мнению нужно, как то воду, молоко и вареное мясо; и тут его оставляют откочевывая далее со своим улусом. Счастлив тот калмык, который останется при каком нибудь распутище, где проезжающие люди могут ему иногда, как страждущему Лазарю, утолить жажду или голод. Редко сыскиваются между калмыками такие други, которые бы в сей опасной и заразительной по их мнению болезни похотели быть услужниками; и если кто на такое дело согласится, то ничем более не может доказать своего дружества, как таким за больным присмотром. Ежели больной умрет от оспы, то никто не прикасается к его пажити (пожиткам — Г.К.); она вся исчезает от времени с умершим и с кибиткою: и самые лакомые гелюны никогда не отваживаются вступить в такую кибитку для бурханской подати. Когда при таком страждущем был хожатый (посетитель больного — Г.К.), то принужден бывает сам шесть недель особенно кочевать от всех улусов. Такой же закон наблюдать должны и выздоровевшие от оспы».

Обычай отвозить заболевших оспой подальше от других людей и оставлять их где нибудь далеко от поселений сохранялся у калмыков вплоть до 20-х годов ХX века. Старики рассказывали много истории о том, как больных отвозили к небольшому водоему, чтобы не умерли от жажды, строили шалаш и оставляли там до разрешения болезни. Кто-то не выживал, а те, кому улыбнулась фортуна, приходили в родной хотон и должны были выдержать еще один карантин, около двух месяцев не показываясь людям, чтобы всем было понятно — опасность миновала. Такие выздоровевшие уже могли рассчитывать на еду, которую им приносили и оставляли родственники.

Даже в те далекие времена, когда люди не подозревали об истинных причинах заразных болезней, они знали, что только изоляция заболевших и «контактных» может спасти от смерти. Нынешняя ситуация, связанная с пандемией коронавируса, явно демонстрирует то, что методы наших предков актуальны по сей
день.

Геннадий КОРНЕЕВ