КАК ОБМАНУТЬ ШУЛМУСОВ — 2

Запрещалось расплетать косы и мыть голову в то время, когда кто-то из членов семьи уехал по делам. Это расценивалось как пожелание уехавшему не вернуться домой. Категорически
запрещалось мыть и расчесывать голову в послеобеденное (үдин хөөн) и сумеречное время (нохан бүрүл).В распущенных волосах могли запутаться шулмусы и лишить весь род жизненной силы. Если все же ситуация требовала того, чтобы женщина расчесывалась или мыла голову в сумерки, то она должна была приговаривать: «нохан хүрмд одхар үсән самлҗанав /уһаҗанав» (расчесываюсь / мою голову чтобы пойти на собачью свадьбу). В Большедербетовском улусе, в отличие от других улусов, женщины говорили: «иду на свадьбу какой-то старухи» и называли имя какой-нибудь старой женщинны своего хотона. Этими словами наши предки пытались обмануть шулмусов.

Кстати, если говорить о расчесывании волос, то и женщинам и мужчинам запрещалось это делать сухой расческой. Калмыки считали, что тот, кто делает так, обязательно встретится с напрасными страданиями и проблемами. Во время расчесывания какие-то волосы обязательно выпадают. Разбрасывать их было категорически запрещено, иначе ухудшится память, а внимание станет рассеянным. Потому старые калмыки тщательно собирают их и, скрутив в шарики, убирают в отдельный пакет. После их сжигают или выбрасывают вместе с мусором. Волосы после стрижки также полагалось закопать в степи или сжечь, чтобы шулмусы не могли причинить вред их хозяину.

Не только у калмыков, но и практически у всех кочевников Великой Степи распущенные женские волосы связывались с опасностью, болезнями или несчастьями. Так, женщина могла распустить волосы в присутствии чужих людей в том случае, если очень сильно проклинала кого-то, либо имела психическое заболевание. Так как калмыки считали женское проклятие очень сильным, то даже самые смелые и отважные воины остерегались связываться с такими женщинами. Надо заметить, что ходить с распущенными волосами было невозможно в условиях постоянных кочевий и из гигиенических соображений. Ветер забивает их пылью, а при приготовлении пищи распущенные волосы могли попадать в еду или мешать ее приготовлению. Поэтому женские косы у калмыков заплетались очень туго и убирались в чехлы-шиврлг, которые в свою очередь затыкались за пояс женского халата.

О связи волос с жизненной силой, памятью и волей существ старики-калмыки рассказывали такое древнее поверье. В стародавние времена в степи жило много самой разной нечисти. Одним из таких существ был «мус», мифическое существо, которое калмыки наделяли исполинской силой, но слабым неповоротливым умом. Прознав, что какой-то крепкий калмык пасет свой скот вдали от людей, мус мог прийти к нему, чтобы побороться, померяться силой. Слабых соперников мус убивал, а сильных доводил до полного изнеможения. Однако калмыки знали, что на его голове растут три золотых волоса, и если найти их и вырвать, то чудовище сначала убежит, не выдержав боли, а потом вернется и будет предлагать все что угодно в обмен на свои волосы. Вот тогда-то его можно заставить работать на себя сколько угодно. Волосы же нужно хранить только на алтаре или в нашейном амулете «мирд», к которым нечистое существо боится приближаться. Если же кто-то по незнанию отдаст мусу его золотые волоски, чудовище навсегда исчезнет, но перед этим обязательно устроит человеку какую-то гадость.

Продолжение следует…