КАК ОБМАНУТЬ ШУЛМУСОВ — 4

Интересным, кажется, будет еще один рассказ о ногте, точнее не о ногте, а мистическом когте. У калмыков был особый предмет, которым наши предки лечили разные опухоли и язвы. Называется он «чөдкрин хумсн» — коготь черта. Совершенно внезапно он появляется перед людьми в степи, говорят старики. Тот, кто поднял его, становится целителем, к которому отныне будут приходить люди в поисках спасения от недугов. Опухоли и маститы людей и животных покалывали этим когтем, а мокрые язвы засыпали порошком, с него соскобленным. Очевидцы говорят, что не было ни одного случая, чтобы коготь не избавил человека от болезни. Как рассказывала мне одна старушка, сила этого когтя заключалась в том, что его терял в борьбе с хозяином местности (һазрин эзн) — эрлик, прислужник владыки смерти. В старину калмыки так и называли его — эрлгин хумсн. Когда им покалывали опухоль, коготь выцарапывал жизнь из злобного духа, спровоцировавшего ее. Дух умирал, а болезнь прекращалась. Чтобы использовать предмет, но не упоминать все время имя прислужника смерти, когтю поменяли название на чөдкрин хумсн, и продолжили пользоваться. Говорят, что в некоторых калмыцких семьях и по сей день хранится этот удивительный предмет.

Буддизм, который стал духовным стержнем наших предков, никак не изменил обычаи и поверья, связанные с волосами и ногтями. Более того, согласно буддийской традиции монахи стали высчитывать особые дни для стрижки волос и ногтей. Календарь стрижек связывался с фазами луны и местом расположения жизненных сил человека в разных частях тела в разное время. Так, если жизненные силы в определенный день пребывают в голове, то стрижка волос в это время подавляет их, и человек становился уязвим к болезням. Если в руках или пальцах рук — то стрижка ногтей сулит какие-то другие неприятности. А когда энергия жизни перемещается в другие части тела — стрижка может принести удачу и здоровье. Кстати, монгольский академик Л.Тэрбиш в книге «Краткая история буддизма у ойратов» писал, что систему расчета благоприятных дней для различных начинаний, и в том числе стрижек волос и ногтей разработал прославленный буддийский ученый, геше Лобсан Цультим, который был ойратом. Так что у калмыков есть кровная связь с этой астрологической традицией.

Сберечь, сохранить старинные обычаи и истории из прошлого для наших потомков — важная задача. Берегите свое культурное наследие, земляки!

Геннадий КОРНЕЕВ