КАК ОБМАНУТЬ ШУЛМУСОВ

С самых давних времен люди по-особенному относились к своим волосам и ногтям. Эти части нашего тела являлись не только важными элементами внешнего вида человека, по которым определялись красота или уродство, но и наделялись особыми магическими свойствами, которые прямо или косвенно влияли на здоровье и жизнь человека. Традиции, связанные с волосами и
ногтями, существовали множества народов, но
мы расскажем о том, как относились к ним калмыки.
Геннадий КОРНЕЕВ, исследователь

I. СРЕДОТОЧИЕ СИЛЫ

С самого рождения волосы ребенка считались сосредоточением его жизненной силы. Калмыки не стригли детей до года, то есть до того времени, пока малыш не окрепнет. В год совершался обряд срезания первородных волос (унһн үсн).Волосы эти собирали и, зашив в специальный мешочек, прикрепляли к одежде. Ребенок должен был носить их до тех пор, пока не вырастет. Затем эти волосы, если они нигде не терялись, заворачивали в белую ткань и хранили на алтаре рядом с бурханами. После обряда срезания первородных волос дети становились полноценными членами общества.

С этого момента их волосы стриглись в соответствии с их полом и возрастом. У мальчиков и юношей в старину волосы на лбу выбривались, а на затылке заплетали в косу. Девочкам, как правило, волосы не стригли, их заплетали в косы. Многие калмычки и сегодня помнят о том, что маленьким девочкам косы заплетали по количеству братьев, способных заступиться и защитить. Чем больше кос на голове было у девочки, тем опаснее ее было обижать соседским сорванцам. Когда девочка достигала определенного возраста, ее волосы заплетались в одну косу, в которую можно было вплести ленту или особые украшения-обереги, такие, например, как раковины каури (моһан толһа).

Когда девушка выходила замуж, ее косу специальным обрядом разделяли на две части (үс хувах), а сверху на них надевали шелковые чехлы — шиврлг. С этого момента жизненная сила рода мужа переходила в руки, а точнее в волосы жены: в правой косе содержалась ее собственная сила, а в левой — сила рода мужа. Волосы, несущие такую сакральную силу, не показывались никому, и даже свекру. Невестка не имела права появиться перед чужими людьми и родственниками мужа с непокрытой головой, Если же это случалось, то она должна была угостить этих людей чаем или вином, и просить, чтобы ее оплошность была прощена. Так как в волосах сохранялась жизненная сила, то они были объектом пристального внимания злобных духов (шулмс). Именно поэтому у калмыков существовали некоторые запреты и предписания, связанные с женскими волосами. Так, на концы шелковых чехлов «шиврлг» прикреплялись серебряные украшения-обереги — «токуг», призванные защитить от нечисти.

Продолжение следует…